Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

Вышел 39-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник»

Вышел 39-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник»

В Издательстве Московской духовной академии вышел 39-й номер научно-богословского журнала «Богословский вестник».

В журнале опубликовано 15 статей и 5 рецензий. Традиционно публикации журнала начинаются со статей по библеистике, затем следуют статьи по богословию, патрологии, аскетике, истории Русской Православной Церкви, церковному искусству, литературоведению и классической филологии.

Раздел «Библеистика» содержит вторую часть статьи «Значение образа елея, стекающего на бороду Аарона (Пс. 132/133), в традиционной иудейской и христианской экзегезе», написанную иеромонахом Иринеем (Пиковским). Отец Ириней рассматривает интерпретации образа елея, сходящего на бороду Аарона, в ранней еврейской и греческой традициях. Для этого автор анализирует образы елея у иудейских (Сифрей Бамидбар, Сифра, Талмуд, Мидраш Танхума) и христианских экзегетов (Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Александрийский, свт. Василий Кесарийский, свт. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит Кирский). А также рассматривает понимание «елея» у современных авторов.

В этом же разделе находится статья монаха Нила (Лазаренко) «Богословско-экзегетические основания некоторых переводческих решений BTD на материале Евангелия от Матфея». Отец Нил объясняет особенности нового перевода Четвероевангелия на немецкий язык на примере отдельных стихов Евангелия от Матфея, т.е. показывает филологические и богословские основания переводческих решений, указывает на преимущества и недостатки нового перевода. Перевод выполнен схиархимандритом Сербской Православной Церкви Иустином (Рауэром), насельником скита св. Иустина Челийского ((Klosterkirche St. Justin im osthessischen Eiterfeld-Unterufhausen).

Раздел «Богословие» содержит статью «Церковное и социальное измерение личности», написанную доктором богословия М.С. Ивановым. Михаил Степанович рассматривает условия и возможности общения в церковной общине и светском обществе, анализирует характерные черты Церкви и общества, их особенности в понимании личности и возможность совместного воспитания подлинной личности.

В этом же разделе находится статья А.А. Солонченко «Православная мысль в условиях постмодерна: философский контекст и три пути развития». Александр Александрович анализирует развитие православной постмодернистской мысли: кратко описывает онтологию, антропологию и гносеологию постмодерна, идей смерти Бога, субъекта, истины и конца метафизики; рассматривает концепции православных мыслителей-постмодернистов Д. Харта, митрополита Иоанна (Зизиуласа) и Д. Мануссакиса.

Раздел «Сравнительное богословие» содержит первую часть статьи «Проблемные вопросы христологии в диалоге с нехалкидонскими Церквами. Замечания ко “Второму согласованному заявлению”», написанную магистром богословия иеромонахом Феодором (Юлаевым). Отец Феодор анализирует «Второе согласованное заявление Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами»; указывает пункты «Заявления», которые кажутся ему бесспорными или, наоборот, проблематичными.

В этом же разделе находится статья протоиерея Павла Великанова и Василия Чернова «Психология в духовном образовании и церковной практике Церкви Англии». Кандидат богословия отец Павел и кандидат богословия Василий Владимирович обозревают основные документы, структуры и практические подходы, определяющие место психологии в жизни Английской Церкви. Авторы рассказывают о роли психологии в подготовке духовенства и духовном окормлении верующих, раскрывают психологические, богословские и юридические аспекты этой деятельности. А также описывают внутрицерковный контроль за психическим здоровьем духовенства, церковных работников и членов их семей.

Раздел «Нравственное богословие» содержит статью «Благородство как предпосылка нравственного достоинства личности», написанную доктором богословия архимандритом Платоном (Игумновым). Отец Платон осмысляет «благородство» в его богословской, нравственной, аксиологической и культурно-исторической значимости. Автор рассматривает этос благородства, открытый миру в Иисусе Христе, как конструктивное начало, гарант достоинства личности.

Раздел «Патрология и восточно-христианская литература» содержит статью «Флорилегии Иоанна Кесарийского как средство защиты Халкидонского Собора (из греческих фрагментов “Апологии”)», написанную кандидатом богословия диаконом Сергием Кожуховым. На примере «Апологии Халкидонского Собора» отец Сергий рассматривает использование Иоанном флорилегиев — сборников цитат авторитетных христианских авторов.

В этом же разделе находятся статьи Александра Накаидзе «Аргументы в сочинении “О сотворении мира” Иоанна Филопона, свидетельствующие о вероятной принадлежности ему “Ареопагитик”» и иеромонаха Никона (Скарги) «Влияние прп. Ефрема Сирина на прп. Исаака Сирина».

Александр Гивиевич сравнивает сочинения Иоанна Филопона с Ареопагитским корпусом. Главным образом, сходство богословско-философских концепций Иоанна и «Ареопагитик», его следы в трактате «О сотворении мира», отчасти затрагивает отраженные там христологические споры. Через выборочный анализ «О сотворении мира» автор выясняет возможность принадлежности «Ареопагитик» Филопону.

Раздел «Аскетика» содержит статью «Страх человеческий и страх Божий по учению прп. Никиты Стифата в контексте предшествующей традиции», написанную игуменом Дионисием (Шлёновым). Отец Дионисий показывает оригинальность прп. Никиты Стифата в описании двух видов добродетельного страха: перед наказаниями и по любви. Автор отмечает особый акцент на «чистом страхе» Божием, который прп. Никита называет также «страхом Святого Духа» и «страхом любви». В статье рассматривается 17-й гимн прп. Симеона Нового Богослова как ключевой для учения о соотношении страха Божия и любви в творениях ученика прп. Симеона прп. Никиты.

Раздел «История Русской Православной Церкви» содержит статью «Патриарх Алексий I (Симанский) в воспоминаниях его иподиаконов», написанную магистром истории Артёмом Копыловым. Артём Александрович на основе воспоминаний митрополита Питирима (Нечаева) и священника Вадима Смирнова показывает, каким видели первосвятителя его иподьяконы.

Раздел «Церковное искусство и археология» содержит статью «Архитектурно-археологические обследования и реставрация церкви Спаса на Берестове в 1909–1914 гг. под руководством П.П. Покрышкина», написанную магистром теологии А.А. Никитиной. Анастасия Анатольевна на основании всех имеющихся данных, в том числе неопубликованных архивов, воссоздает картину архитектурно-археологических исследований и реставрационных работ в храме Спаса на Берестове. Автор описывает методологические принципы и меры, позволившие значительно повысить степень научной достоверности восстановления памятника.

Раздел «Литературоведение» содержит статью «“Мертвые души” Гоголя и “Божественная комедия” Данте: точки соприкосновения», написанную кандидатом филологических наук и богословия архимандритом Симеоном (Томачинским). Отец Симеон показывает, что на композицию, сюжет, идейное содержание и мелкие детали «Мертвых душ» повлияло то, что Гоголь создавал поэму в Риме и ориентировался, в том числе, на «Божественную комедию».

В этом же разделе находится статья священника Дмитрия Барицкого «Религиозный подтекст повести И.С. Тургенева “Песнь торжествующей любви”». Отец Дмитрий, кандидат филологических наук и богословия, выявляет особенности религиозного подтекста «Песни торжествующей любви». Автор считает образы конфликтующих природы и человеческой личности воплощением двух систем ценностей, эмоционально-ценностной ориентации Тургенева. Эти доминанты восходят к пантеистической и теистической религиозным парадигмам, отношение к которым выражается в настроении тоски — одном из ведущих мотивов «таинственных повестей».

Раздел «Классическая филология» содержит статью «Методы установления хронологии диалогов в Corpus Platonicum», написанную магистром филологии и богословия Р.С. Соловьёвым. Роман Сергеевич критически рассматривает методы установления хронологии платоновских диалогов. Автор показывает принцип организации диалогов; рассматривает основные методы датировок (анализ литературной формы и философского содержания, внешние и внутренние свидетельства, стилометрический анализ) и причины, по которым не может отнести диалог Евтифрон к числу ранних, как это обычно делается.

Раздел «Рецензии» содержит рецензию Алексея Кашкина на комментарий священника Андрея Выдрина к Первой книге Царств «Возникновение монархии в древнем Израиле». Алексей Сергеевич считает, что, несмотря на недостатки, эта книга — несомненный прорыв в отечественной библеистике, ибо это первый русскоязычный православный комментарий на Книги Царств. Научный труд подойдет, прежде всего, преподавателям и студентам духовных учебных заведений, катехизаторам и миссионерам. Хотя при этом книга написана простым и понятным языком, автор умело избегает лишней терминологии, что делает ее интересной широкой аудитории.

В этом же разделе находятся рецензии священника Иоанна Кечкина на книгу Алексея Пантелеева «Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования»; Варвары Кашириной на материалы конференции «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: к 210-летию со дня преставления»; Ирины Гравиной на книгу Джорджо Агамбена «Царство и Слава. К теологической генеалогии экономики и управления» и Павла Носачева на книгу Фрэнсис Янг «A History of Anglican Exorcism: Deliverance and Demonology in Church Ritual».

Алексей Пантелеев рассматривает в «Ранних мученичествах» десять мученичеств, с сер. II до сер. III в., подробно комментирует их перевод и дает добротные исторические очерки с многочисленными ссылками на авторитетных специалистов по истории ранней Церкви.

Сборник «Старица Московского Ивановского монастыря» обобщает свидетельства историчности монахини Досифеи, ее подвижнической жизни, близости к духовной традиции прп. Паисия (Величковского) и действенной молитвенной помощи.

«Царство и Слава» продолжает цикл философских работ Джорджо Агамбена по выявлению скрытых религиозных истоков культурных, политических, антропологических процессов и явлений. В данном случае Джорджо осмысляет происхождение форм и смыслового ядра современной политико-экономической системы западного общества.

Фрэнсис Янг исследует отношение экзорцизмам и одержимости в Церкви Англии с 1549 по настоящее время. Причем под экзорцизмом автор понимает любой ритуал для избавления от демонического влияния: заклинание (adjuration), помазание, молитва и проповедь. Павел Георгиевич считает, что книга является значительным и инновационным исследованием, впервые реконструирующим отношение к экзорцизму в англиканстве. Книга перенасыщена деталями и именами и мало аналитична. При этом книга как бы дополняет предыдущий труд Янга «История экзорцизма в католическом христианстве», и неподготовленному читателю лучше сначала ознакомиться с предшествующей работой.

Печатную или электронную версию журнала можно приобрести в интернет-магазине Московской духовной академии