К читателям обратился председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии» митрополит Волоколамский Иларион:
Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры!
В молитве анафоры на Литургии святителя Василия Великого мы произносим прошение о глубоком и неотъемлемом мире. В наше время эти слова приобретают особое значение. Каждый священнослужитель Русской Церкви в этот момент задумывается о том, насколько нам всем сейчас нужен глубокий и крепкий мир. Мы призываем милосердие Божие на всех, кто сейчас вовлечен в конфликт на Украине, на каждом богослужении едиными устами вознося соборную молитву о прекращении распрей и разногласий. И вместе с этим нам нужно задуматься над тем, что просимое нами состояние крепкого мира может быть только результатом длительных усилий и трудов всех нас. В чем они должны заключаться? Безусловно, зона ответственности каждого христианина — его молитвенный труд. Сегодня мы все должны усилить наши молитвы об искоренении всякой злобы.
Но не меньше этого необходимо понимание внутренних причин нынешних событий. Нам больно переживать происходящее, но, к сожалению, все это — следствие давних человеческих ошибок. Сегодня невозможно ожидать быстрого решения проблем, которые копились десятилетиями.
В формировании личного взгляда каждого священника на ситуацию на Украине есть еще один важный момент. На чьей стороне должны быть верующие — вопрос одновременно и простой, и сложный. Нужно понимать, что сейчас, в ситуации всеобщего разделения в обществе, настало время проверки нашей веры. Единство Церкви заключается в том числе в глубинном понимании смысла ее иерархической структуры. В непростые годы двадцатого века Русская Церковь выстояла именно в единстве епископата и верующих. «Где нет епископа, там нет Церкви» — эти слова священномученика Игнатия Богоносца сказаны почти две тысячи лет назад, но до сих пор очень четко определяют значимость епископского призвания. Верность епископу и, более широко, Святейшему Патриарху представляется важным фактором сохранения целостности нашей Церкви.
Так на чьей же стороне Церковь? Она на стороне всех страждующих. Необходимо помнить, что среди бушующего моря жизни, среди разгула греха и страстей только Церковь — тот спасительный ковчег, который позволяет людям пережить катастрофу и вновь вернуться к жизни, чтобы заново созидать мир вокруг себя. Исторически Церковь всегда была с людьми в их испытаниях и скорбях. И сегодня она помогает людям, оказавшимся в трудной, трагической ситуации, вне зависимости от того, на какой стороне они находятся. Потому что Бог любит всех и сострадает каждому страждущему человеку.