В новом номере «ПКО» рассказывается о докладах, прозвучавших на конференции «Образ Бога в современной литературе», которая проводилась Издательским советом.
О ВСТРЕЧЕ
Главной темой этого номера стала конференция «Образ Бога в современной литературе». Сложность и неоднозначность этой темы заключена уже в самом ее названии: художественная литература по определению основана на вымысле, а любой вымысел о Боге неизбежно приводит к сотворению неких идолов сознания, ложных, «слишком человеческих» божков, искажению образа истинного Бога. Справедливость этих слов подтверждает и сама история современной литературы, что было показано многими докладчиками конференции. Практически все участники форума пришли к выводу, что для верующего писателя Бог не может быть литературным героем произведения, а образ Божий должен открываться читателям через Его Промысел, Его действия в мире, в конечном счете, встречу с Ним человека. О встрече человека с Богом свидетельствует и главный праздник февраля — Сретение Господне. Он дает нам понять, как именно человек может встретиться со своим Господом, Творцом и Спасителем.
Праведный Симеон Богоприимец, увидевший и узнавший Христа, по церковному преданию, был одним из переводчиков Священного Писания на греческий язык. Он не просто хорошо знал Библию, но Откровение Божие было средоточием его жизни, самыми важными, самым желанными словами, определяющими его мировоззрение и поступки. Из книг пророков Симеон знал о приходе Спасителя, Мессии, Избавителя падшего человеческого рода. Сам Бог открыл ему истинный смысл слов пророка Исаии «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), не дав совершиться переводческой ошибке, при которой Пречистая Дева была бы названа просто «молодой женщиной». Симеон невообразимо долгий срок (более трехсот лет) ждал исполнения этого пророчества и увидел и Богородицу, и Ее божественного Младенца, Бога, ставшего человеком и умалившегося до новорожденного ребенка, так что Его мог взять на руки даже немощный старец. Также очень важно, что эта встреча с Христом произошла в Храме Божием: познание Бога только тогда истинно, когда ведет в Церковь. Нам, конечно, не дано таких великих откровений, как Симеону Богоприимцу, но каждый пишущий человек, раскрывающий образ Бога в своих произведениях, должен соотносить свои слова со Священным Писанием и основанным на нем учением Церкви. Это тоже один из выводов состоявшейся конференции.
Максим Большаков, ответственный редактор журнала «Православное книжное обозрение»