Вышел новый номер журнала «Вестник церковного искусства и археологии»

Вышел новый номер журнала «Вестник церковного искусства и археологии»

В Издательстве Московской духовной академии вышел третий номер «Вестника церковного искусства и археологии», который издается кафедрой истории и теории церковного искусства МДА.

Раздел «Живопись и графика» содержит статьи: «Иконография “Непорочного Зачатия Богородицы” на примере украинских икон XVIII–XIX веков», «Об иконографии “Суд иудеев над Иисусом Христом”», «Композиция “Суд над Иисусом Христом” в составе росписей Никольской церкви села Боболи», «Икона “Суд иудеев над Христом” первой половины XIX века» и «Связи Российской Империи со странами Православного Востока на материале греческих гравюр из Церковно-археологического кабинета».

Статья «Иконография “Непорочного Зачатия Богородицы” на примере украинских икон XVIII–XIX веков» написана магистром богословия Еленой Сирай. В статье Елена Александровна изучает появление новых и развитие традиционных иконографий Божией Матери на Украине XVIII–XIX веков. Автор прослеживает влияние западноевропейской культуры на духовную и художественную жизнь Украины на примере образа «Непорочного Зачатия», понимание которого изменилось под действием католицизма. В статье опубликованы малоизвестные Богородичные образы.

Статья «Об иконографии “Суда иудеев над Иисусом Христом”» написана доктором искусствоведения, академиком РАХ Олегом Хромовым. В статье Олег Ростиславович изучает развитие иконографии «Суда» и ее связь с рукописным Сказанием о «Суде», входившим в списки «Страстей Христовых» XVIII–XIX веков. Также автор показывает связь русской иконографии с западноевропейскими гравюрами, послужившими образцами для русских эстампов.

Статья «Композиция “Суд над Иисусом Христом” в составе росписей Никольской церкви села Боболи» написана кандидатом искусствоведения, заведующей отделом словаря художников РАХ Анной Павловой. В статье Анна Леонидовна впервые вводит в научный оборот масляные росписи Никольской церкви XIX столетия, которые отражают религиозные и культурные интересы развитого села и сочетают столичные академические художественные образцы с приемами народного искусства. Среди росписей выделяется необычная композиция «Суд над Христом», которая ярко выражает региональную живопись и своеобразно сопоставляет Ветхий и Новый Заветы как часть страстного и христологического циклов.

Статья «Икона “Суд иудеев над Христом” первой половины XIX века» написана Еленой Тихомировой. В ней Елена Леонидовна изучает особенности и происхождение иконы. Также автор ищет стилистические аналоги, иконографические источники образа и их связь с народной гравюрой, объясняет бытование иконы в старообрядческой среде.

Статья «Связи Российской Империи со странами Православного Востока на материале греческих гравюр из Церковно-археологического кабинета» написана магистром богословия Анной Красновой. Анна Леонидовна приводит в статье сведения, отраженные на пяти гравюрах XVIII века, о месте и времени их создания, граверах и заказчиках, а также дополнительные факты, которые свидетельствуют о наличии церковных, экономических и политических отношений на базе культурных связей между Россией и странами Православного Востока.

Раздел «Архитектура» содержит статью «Церковь Вознесения Господня в Ливадии и византийский стиль архитектуры. Императорский заказ и исполнение проекта», написанную доктором архитектуры, профессором, членкором РААиСН и главным научным сотрудником РАХ Инессой Слюньковой. На основании вновь выявленных архивов, проектных чертежей, рисунков и фотографий Инесса Николаевна впервые проводит историко-архитектурное исследование Вознесенской церкви в Ливадии, которая построена в 1876 году, разобрана в 1929 году, воссоздается с 2016 года.

Раздел «Церковные музеи» содержит обзор Музея Патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре, который провела кандидат искусствоведения, доктор исторических наук, главный научный сотрудник РГГУ Светлана Баранова. Светлана Измайловна изложила историю создания и возрождения Музея Патриарха Никона, а также описала экспозиции воссозданного Музея и опыт их построения. В этом же разделе находится обзор Музея Библии Иосифо-Волоцкого монастыря «Сей святой реликвариум», проведенный Еленой Симаковой. Елена Алексеевна описывает историю создания и экспозицию музея, включающую редкие издания Библии: Острожскую 1581 года, Московскую 1663 года, Елизаветинскую XVIII века, Венецианскую 1609 года и другие.

Раздел «Собрания Московской духовной академии» содержит обзор книг первопечатника диакона Ивана Фёдорова, составленный магистром искусствоведения монахиней Александрой (Певцовой). Матушка Александра описывает Псалтирь с Новым Заветом 1580 года и два экземпляра Библии 1581 года, напечатанные в Остроге диаконом Иваном Фёдоровым и находящиеся в Библиотеке МДА. Изначально книги не были предназначены для богослужебного использования, но имеют читательские заметки богослужебного характера, свидетельствующие об использовании этих книг во времена гонений XX века.

Раздел «Вопросы реставрации церковной старины» содержит обзор предреставрационных исследований аскетического сборника XV–XVI веков, проведенный кандидатом химических наук, ведущим научным сотрудником РГБ ОРБФ Зинаидой Ваховской. Зинаида Станиславовна рассмотрела результаты комплексного предреставрационного исследования сборника (ОР РГБ. Ф. 172. № 3112), которое является важным этапом подготовки документа к реставрации. Сборник содержит творения Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Анастасия Синаита, Никона Черногорца, Симеона Нового Богослова и других.

Печатную или электронную версию журнала можно приобрести в интернет-магазине Московской духовной академии shop.mpda.ru.