Издательство Московской духовной академии выпустило 37-й том научно-богословского журнала «Богословский вестник».
Раздел «Библеистика» содержит первую статью из цикла «Значение образа елея, стекающего на бороду Аарона (Пс. 132/133) в традиционной иудейской и христианской экзегезе», написанного иеромонахом Иринеем (Пиковским), преподавателем Сретенской духовной семинарии. Отец Ириней обозревает толкования образа елея в ранних еврейской (Сифрей Бамидбар, Сифра, Талмуд, Мидраш Танхума), греческой (Климент Александрийский, Ориген, Афанасий Александрийский, Василий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Феодорит Кирский) традициях и в современных экзегетических исследованиях. Автор заключает, что иудейские экзегеты значительное внимание уделяют историческим основам помазания священства. Христианские экзегезы тяготеют к мессианской интерпретации помазания Аарона, как прообраза помазания Христа и христиан Святым Духом. Образ елея мог рассматриваться как отправная точка для рассуждений о роли Аарона и Христа.
В этом же разделе находится статья Владимира Бельского «Видение первосвященника Иисуса и чин поставления священников в Пятикнижии: историко-экзегетический анализ». Владимир Викторович, методист кафедры филологии МДА, раскрывает связь видения «одежд первосвященника Иисуса» (Зах. 3:1–7) и поставления первосвященника в Пятикнижии (Исх. 28–29; Лев. 8). Пророк Захария переосмысляет жреческую традицию, для чего использует пророческие и хокмические образы и мотивы. Это позволяет пророку избежать сугубо ритуального понимания Зах. 3:1–7. Также автор осмысляет связь видений пророка и видение Иисуса, сына Иоседекова (Зах. 1–6).
Раздел «Богословие и философия» содержит статью «Учение В.Н. Лосского о различении сущности и энергий в Боге: антиномия или грубое противоречие?», написанную священником Сергием Фуфаевым, научным сотрудником кафедры библеистики МДА. Отец Сергий показывает, что в учении Лосского нет внутреннего противоречия, которое разрывало бы теологию и икономию. Различение сущности и энергий в Боге является не противоречием, а онтологической антиномией, указывающей на неисчерпаемую тайну бытия Бога.
В этом же разделе находится статья священника Даниила Горячева «Символизм П. Флоренского и историзм А. Шмемана как антиномия верующего разума и разумной веры». Магистр богословия отец Даниил рассматривает символическое и историческое толкования Литургии в работах отца Павла и отца Александра. Автор осмысляет Литургию, сочетая символический и исторический подходы, которые есть проявления верующего разума и разумной веры. На примере интерпретации малого входа отец Даниил показывает, что интересует священников в первую очередь: значение священнодействия, его духовная составляющая или смысл происходящего. Автор делает вывод, что отец Павел тяготеет к мистицизму, а отец Александр — к рационализму, духовным созерцанию и рассуждению.
Раздел «Сравнительное богословие» содержит статью «Евхаристия в условиях карантина: опыт англиканских Церквей», написанную кандидатом богословия протоиереем Павлом Великановым и кандидатом богословия Василием Черновым. Авторы рассматривают богословие Евхаристии Церкви Англии и Епископальной Церкви США и их ответ на вызовы пандемии коронавируса. Статья состоит из трех частей: формирование англиканского подхода к Причащению вне храма, современные правила о Причащении вне храма, изменения в практики Причащения из-за пандемии. Авторы анализируют богослужебные книги этих Церквей, классическую литературу, недавние документы Церквей, действия англиканского духовенства и реакцию церковных властей.
Раздел «Патрология и восточно-христианская литература» содержит статью «Полемика с антропоморфизмом в александрийской христианской традиции и ее истоки (античность, Аристовул, Филон и Климент Александрийский)», написанную диаконом Сергием Кожуховым, старшим преподавателем кафедры библеистики МДА. Отец Борис реконструирует принципы толкования Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского, которые видели пророчество о Христе лишь в четырех псалмах: 2, 8, 44 и 109.
В этом же разделе находится статья Александра Накаидзе «Ангелология Иоанна Филопона в трактате “О творении мира” (“De opificio mundi”): философско-богословские воззрения». Александр Гивиевич, аспирант кафедры филологии МДА, рассматривает воззрения Иоанна Филопона о предсуществовании, бесплотности и неограниченности духовных существ. Иоанн учитывает любые философские разработки об ангелах. Также автор сравнивает толкования Филопона и его главного оппонента Феодора Мопсуестийского.
Раздел «История Церкви» содержит статью «Судьба церковно-приходских школ в 1917 году по материалам Костромской епархии», написанную кандидатом богословия митрополитом Ферапонтом (Кашиным). Владыка Ферапонт рассматривает историю церковных школ в 1917 году, попытки разрешить трудности того времени, обстоятельства передачи церковных школ в ведение Министерства народного просвещения и их упразднения после Октябрьского переворота. Автор приходит к выводу, что система церковно-приходских школ не оправдала общественных надежд из-за низкой профессиональной подготовки учителей и чрезмерной зависимости от государственного финансирования, что сделало церковные учебные заведения беззащитными перед лицом религиозно-безразличного или агрессивно-безбожного правительства.
В этом же разделе находится статья Татьяны Шевченко «К 120-летию московского Валаамского подворья: Святейший Патриарх Тихон на подворье в 1920-е годы». Кандидат богословия, к.и.н. Татьяна Ивановна пишет об истории подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в Москве во время гонений на Церковь. И описывает его посещение Патриархом Тихоном (Беллавиным) в 1922–1924 годы. Также в статье отображено отношение братии к изъятию церковного имущества, обновленческому расколу, календарной реформе, процессу формирования отношений с советской властью и антирелигиозным гонениям.
Раздел «Сектоведение» содержит статью «Святитель Феофан Затворник в борьбе со штундой», написанную д.ф.н. Варварой Кашириной. Варвара Викторовна исследует переписку святителя Феофана о «штундах», религиозно-нравственных братствах для изучения Библии XIX века. Автор доказала участие святителя Феофана в издании одного из первых сочинений против штундистов — «Вероучение малорусских штундистов, разобранное на основании Священного Писания в беседах православного мирянина с сектантами».
Раздел «Каноническое право» содержит статью «“Не конкуренция и вражда, а гармонический союз”. Церковь и государство в трудах дореволюционных канонистов Московской духовной академии», написанную магистром богословия диаконом Никитой Кузнецовым. Отец Никита изучает рассматривает библейские, святоотеческие и исторические аргументы канонистов МДА на симфонию, иерократию, слияние Церкви с государством, государственную церковность, отделение Церкви от государства. Кроме того, автор пишет о реакции профессоров Н.С. Суворова и Н.А. Заозерского на провозглашение свободы совести Манифестом 17 октября 1905 года.
Раздел «Литургика» содержит статью «История и проблемы описания Ярославского Часослова XIII века», написанную кандидатом богословия, иеромонахом Далматом (Юдиным). Отец Далмат предлагает свой взгляд на структуру Ярославского Часослова, который до сих пор не имеет должного постатейного описания. Автор анализирует работы других авторов по описанию Часослова и обозначает проблемы определения некоторых текстов Часослова.
Раздел «Агиография, паломничество» содержит первую часть исследования «Богословие святых мест в сочинениях палестинских агиографов VI–VII веков: темы, истоки, традиция», проведенного инокиней Екатериной (Копыл), насельницей Горненского монастыря. Матушка Екатерина описывает богословскую мысль о святых местах Палестины в сочинениях агиографов палестинского монашества VI–VII веков: «Житии преподобного Феодосия Киновиарха» епископа Феодора Петрского, житиях Кирилла Скифопольского и «Луге духовном» блаженного Иоанна Мосха.
Раздел «Русская духовная литература» содержит статью «Народный духовник пещер Гефсиманского скита: образ преподобного Варнавы Гефсиманского в прозе И.С. Шмелëва», написанную доктором культурологии Денисом Макаровым. Денис Владимирович изучает образ преподобного Варнавы Гефсиманского в творчестве И.С. Шмелёва и показывает значение личного общения со старцем Варнавой в судьбе писателя. Шмелëв создает образы праведников, опираясь на эстетическую традицию Православия изображать святых и праведников в сиянии света, глазами ребенка на границе «ангельского» возраста, который видит состояние души человека.
Раздел «Рецензии» содержит рецензию Владимира Тюленева на книгу «Теология и политика. Власть, Церковь и текст в королевствах вестготов (V – начало VIII века): исследования и переводы». Она подготовлена коллективом автором под общим научным руководством О.В. Аурова и осмысляет отношения Церкви и государства в вестготской Испании. Каждый автор обращался к определенному сюжету политической, культурной или церковной истории, решая собственные исследовательские задачи, что позволило осветить большое количество тем.
В этом же разделе находится рецензия Юлии Бузыкиной на книгу Nicholas N. Patricios «The sacred Architecture of Byzantium. Art, Liturgy, and Symbolism in early Christian Churches». «Сакральная архитектура Византии: искусство, Литургия и символизм в раннехристианских церквях» обобщает византийскую архитектуру от Константина до падения Константинополя. Автор рассматривает 370 памятников, их эволюцию, взаимосвязь архитектурной типологии и наполнения зданий, демонстрирует соотношение особенностей Литургии в разные исторические периоды с архитектурной эволюцией и образным наполнением церковного пространства. Для Патрикиоса архитектура, Литургия и священное изобразительное искусство представляют единое целое.