Вышел в свет очередной номер журнала «Церковь и время»

Вышел в свет очередной номер журнала «Церковь и время»

Вышел в свет третий в 2018 году номер научно-богословского и церковно-общественного журнала «Церковь и время». Он открывается публикацией выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла перед участниками III Международного православного молодежного форума, прошедшего в Москве в августе 2018 года. Не бывает счастья без добра – вот главная мысль, с которой Святейший Патриарх обратился к молодежи.

«Не может быть человеческого счастья в сосуществовании со злом, потому что зло разрушает человеческую личность, зло – от диавола, а там, где диавол, нет жизни, там смерть. И никакого счастья не может быть в жизни человека, если в этой жизни превалирует зло, если зло господствует над добром», – подчеркнул Его Святейшество.

Но граница между злом и добром сегодня размывается, потому что в центре современного мировосприятия стал человек с его эгоистическими устремлениями. Движимый эгоизмом, человек стремится обеспечить, в первую очередь, свое собственное благополучие, создавая систему ценностей, в которой отсутствует абсолютный, Божественный критерий истины.

В наши дни главной ценностью человеческой жизни объявлена свобода. Но абсолютизация свободы приводит к тому, что пользующий ею человек, сам того не замечая, становится рабом греха.

В то время как не мнимая, а истинная свобода заключена во Христе: Познайте истину, и истина сделает вас свободными (см.: Ин. 8. 32)

Его Святейшество предостерег от неумеренного увлечения новыми информационными технологиями, социальными сетями, от прекраснодушной болтовни, от того, чтобы посылать в пространство Интернета самые разнообразные сообщения, полностью раскрывая самого себя. «Я не против того, чтобы люди пользовались Интернетом для участия в дискуссиях, – сказал Патриарх Кирилл. – Я призываю вас к разумной сдержанности. Ведь хорошо сказано в Евангелии: Не мечите бисер свой перед свиньями, потому что они могут обернуться и растерзать вас (см.: Мф. 7. 6). Нужно оставлять свое личное пространство достаточно закрытым в том смысле, чтобы через вторжение в него никто не мог нанести вам существенного вреда».

От того, как мы живем, как мы мыслим, как мы чувствуем, как мы строим отношения с окружающим миром, зависит счастье и благополучие этого мира и, конечно, наше будущее в вечности.

«Идите по жизни спокойно, с верой в Бога, никогда не отказываясь от этой веры. Постарайтесь строить свою жизнь и свои отношения с окружающим вас миром на основании Божественного закона, которому мы научены через Господа нашего Иисуса Христа, и Его благословение пусть пребывает со всеми вами», – закончил свое выступление Святейший Патриарх Кирилл.

«Будущее христианства в Европе» – так озаглавлено публикуемое в журнале выступление председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона перед участниками встречи, организованной португальским общественным Фондом «A Junção do Bem» (Лиссабон, 18 сентября 2018 г.).

Сегодня христианство на планете остается не только самым гонимым вероисповеданием (в наши дни более 200 млн. христиан подвергаются преследованиям в более чем 50 странах мира), но и сталкивается с новыми вызовами, которые затрагивают основные нравственные императивы и традиционные ценности.

Европейская государственность взращивалась на христианских основах, а христианство стало государственной религией для европейских держав. Евангельские идеалы вдохновляли выдающихся европейцев на создание шедевров в области архитектуры, изобразительного искусства, живописи, музыки, литературы.

Сегодня жители европейского континента в большинстве своем уже не идентифицируют себя с христианством. Митрополит Иларион представил большую подборку статистических данных, позволяющих с тревогой говорить о перспективах христианских церквей в современной Европе.

«Мы должны быть оптимистами, – сказал митрополит Иларион, – и хранить надежду на то, что впереди нас ждет время новых возможностей свидетельства веры».

В статье доцента Московской духовной академии священника Михаила Желтова «Историко-канонические основания единства Русской Церкви» подробно описываются и тщательно анализируются исторические события, связанные с устроением церковной жизни в Киевской, Московской и Западной Руси на протяжении последнего тысячелетия. За этот период единство Русской Православной Церкви неоднократно оказывалось под ударами с разных сторон, но вопреки этому просуществовало значительно дольше, чем длились периоды его нарушения. В византийские времена именно Константинопольская Церковь отстаивала это единство вопреки возникавшим политическим конфликтам между теми или иными русскими княжествами. Оторвать митрополию всея Руси от Константинополя смогла лишь сама византийская элита, когда она сначала попыталась использовать русское Православие в качестве разменной монеты в отчаянной попытке заставить Запад прийти на помощь гибнущему Константинополю, а затем позволила униатскому митрополиту узурпировать титул первоиерарха «всея Руси». Восстановление полноценного церковного общения между Москвой и Константинополем не могло не поставить вопроса о том, кто в действительности имеет право на титул первоиерарха «всея Руси», а объективный ход истории дал на этот вопрос исчерпывающий ответ, закрепленный в целом ряде церковно-канонических документов, приведенных автором, для пересмотра которых нет никаких законных оснований.

Секретарь Якутского епархиального управления иеромонах Никандр (Горбатюк) и проректор Якутской духовной семинарии по научной работе инокиня Евгения (Сеньчукова) в совместном труде «Особенности развития духовной школы на примере Якутской духовной семинарии при святителе Иннокентии (Вениаминове) и ректоре епископе Дионисии (Хитровом)» исследуют первый этап существования Якутской духовной семинарии. Особо пристальное внимание авторы уделяют переписке святителя Иннокентия (Вениаминова) и его преемника на якутской земле епископа Дионисия (Хитрова), сначала ректора Якутской духовной семинарии, а затем первого епископа Якутского и Вилюйского. Основная задача исследования — проследить преемственность между деятельностью Якутской семинарии на первых этапах ее существования и в современный период, а также выделить актуальные проблемы духовного образования в Якутии.

Ирина Петровна Пярт, старший научный сотрудник факультета теологии Тартуского университета, в статье «Практики соборности в Рижской епархии» описывает малоизвестные и недооцененные в исторической литературе формы церковного управления конца синодального периода — епархиальные съезды, ставшие заметным явлением в России начала XX века. Документы, относящиеся к их проведению, представляют собой важный материал для исследования зарождавшихся в то время «практик соборности», которые являются конкретными историческими формами как церковной, так и социальной реальности российской жизни накануне и в разгар революционных волнений. Их изучение представляет интерес не только для историков, так как позволяет применить опыт сравнительно недавнего прошлого для организации приходской жизни в современных условиях.

В рубрике АРХИВ журнал продолжает публикацию богословского наследия протопресвитера Виталия Борового. Предлагаемая читателю статья «Польское государство и Православная Церковь в межвоенном периоде на фоне межрелигиозных отношений» посвящена исторических судеб Православной Церкви в Польском государстве между I и II мировыми войнами (1918–1939 гг.) и представляет собой схематическое, историософическое обозрение важнейших вопросов и тенденций в развитии взаимоотношений польского государства и Православной Церкви в указанный период.

Аспирант кафедры церковной истории Московской духовной академии. К.А. Черепенников в публикации «Московская духовная академия в 1918–1919 годах по материалам дневников профессора Александра Дмитриевича Беляева» вводит в научный оборот дневниковые записи А.Д. Беляева, непосредственно относящиеся к истории постепенного закрытия Московской духовной академии.

Рубрика БОГОСЛОВИЕ содержит статью аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, исполняющего обязанности начальника Московского подворья Валаамского Спасо-Преображенского монастыря игумена Иосифа (Крюкова) «Образ «братьев Господних» в патристической и богословской литературе».

Статья посвящена анализу и реконструкции образа т.н. братьев Господних в трудах отцов Церкви и богословов последующего времени. Земные родственники Иисуса Христа – его «братья» и «сестры», предположительно от первого брака святого Иосифа Обручника, известны как по каноническим Евангелиям, так и по апокрифам, однако данные последних очень редко рассматриваются в научной литературе в соотношении с церковной традицией и свидетельствами отцов Церкви. Реконструкция биографий «братьев Господних» позволит, в том числе, четче выявить хронологию жизни Иосифа Обручника и Богородицы, а также восполнить пробелы в жизнеописании членов Святого Семейства.

В рубрике IN MEMORIAM подобраны материалы, связанные с различными аспектами деятельности Михновской православной общины (Литва) и ее основателя протоиерея Понтия Рупышева.

Магистр богословия, выпускник аспирантуры Московской духовной академии (Сергиев Посад) А.И. Шальчунас в статье «Михновская община в богословско-пастырском наследии протоиерея Понтия Рупышева» дает исторический обзор и анализ деятельности Михновской общины, основанной в Литовской епархии в начале XX века подвижником благочестия протоиереем Понтием Рупышевым. Михновский приход подражал апостольской общине Нового Завета, центром и смыслом жизни которой была Литургия, объединявшая верующих во Христе, питавшая их и укреплявшая в нелегких трудах. Положительный опыт Михновского прихода, испытанный временем, подкрепленный богословской мыслью его основателя, является притягательным объектом для исследования и теоретических заключений и способен дать ответы на многие вопросы, встающие перед нашими современниками, взыскующими града Бога живаго, небесного Иерусалима (Евр. 12:22).

Статья Л.Г. Дорофеевой, доктора филологических наук, профессора Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калиниград) «Живое предание церкви: письменные свидетельства духовного подвига протоиерея Понтия Рупышева как агиографический источник» посвящена изучению письменных источников, свидетельствующих о духовном подвиге протоиерея Понтия Рупышева, в агиографическом и агиологическом аспектах. Сопоставляются ключевые мотивы «Жизнеописания протоиерея Понтия Рупышева» с их осмыслением в дневниках и различного рода личных записях священника. Это позволяет увидеть святость его жизни как «извне», в описываемых поступках, делах, жизненных событиях, так и «изнутри», через самораскрытие в личных записях, открывающих читателю состояние души подвижника в его движении к Христу и во Христе. Основным является вывод о принадлежности письменных источников церковному преданию, о заключенных в них свидетельствах святости протоиерея Понтия, верного живому Преданию Церкви.

Кандидат богословия, кандидат филологических наук, доцент Московской духовной академии М.В. Первушин в работе «Пребудем во свете. Антропологический аспект богословия любви в трудах протоиерея Понтия Рупышева» рассматривает богословские воззрения отца Понтия на понятие «любовь» в его антропологическом аспекте, который, несомненно, связан с сотериологией, а потому наиболее актуален для каждого христианина. К тому же, по словам отца Понтия, актуальность этой темы велика еще и потому, что «только любовью во всех видах и степенях ее держится и живет мир, ныне идущий к совершенному оскудению» оной.


ОВЦС