Вышел в свет третий номер журнала «Вопросы теологии» за 2020 год

Вышел в свет третий номер журнала «Вопросы теологии» за 2020 год
Вышел в свет третий номер журнала «Вопросы теологии» за 2020 год. Следуя одной из своих основных задач — раскрывать внутреннюю многогранность теологии, а также ее включенность в общий контекст гуманитарного знания, — журнал представляет несколько очень разных публикаций, принадлежащих к разным дисциплинарным полям единой теологической науки, сообщает сайт Патриархии.

Открывается номер публикацией англоязычной статьи «Преображение Моисея и Еноха на небесах и адамическое состояние» («Transfiguration of Moses and Enoch on heaven and the Adamic condition»). Ее автор — Томас Гарсиа Уидобро (Папская коллегия Руссикум, Рим, Италия), известный исследователь ветхозаветных апокрифов, член Общества Иисуса и бывший ректор московского Института философии, теологии и истории св. Фомы. В этой работе исследуется и подвергается сравнительному анализу семантика рассказа о преображении Моисея и повествования Второй книги Еноха.

Следующая тема номера — осмысление простоты и множественности в Боге в тринитарной теологии латинского Средневековья. Эта тема рассматривается в статье Г.В. Вдовиной «Гервей Наталис и его полемика с ранними скотистами о формальностях и формальном различии в Боге». Гервей Наталис (ок. 1260 — 1323) — выдающийся доминиканский схоласт первой четверти XIV в., значение которого для рациональной теологии латинского Запада только сейчас начинает осознаваться в полной мере. За статьей следует перевод с латыни важного текста Гервея, разъясняющего позицию доминиканских теологов по данной теме и опровергающего доводы францисканцев — последователей Дунса Скота в защиту соответствующего францисканского учения. Перевод публикуется под заглавием: «Имеются ли в Боге реально различные формальности, или Нечто формально различное из природы вещи». Это первый комментированный перевод латинского текста Гервея на новоевропейский язык.

Продолжает номер исследование Константина Плауля (Университет им. Мартина Лютера, Галле, Германия) «Фундаментализм и проблема идентичности: социально-психологические заметки с точки зрения теолога». Оно показывает включенность теологических исследований в осмысление проблем современного мира, в том числе в проблему конструирования специфической идентичности представителями фундаментализма в его религиозных и нерелигиозных вариантах.

Статья иеродиакона Ярослава (Очканова) (Общецерковная аспирантура и докторантура, Москва) «Интенсификация взаимосвязей между Русской православной и Англиканской церквами во второй половине 1890-х годов» посвящена вопросам межконфессионального диалога и взаимовлияния богословских традиций, в частности, развития англиканской сакраментологии в контексте дискуссий между богословами двух традиций.

В статье Е.Е. Несмеянова (Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону) «Теологический вопрос в философской перспективе: теория лжи Н.А. Бердяева» на одном из ярких примеров — построении Н.А. Бердяевым «трагической теодицеи» — демонстрируется пограничный характер религиозно-философского и теологического дискурсов в отечественной мысли.

Далее следуют работы Т.С. Оленич (Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону) «Сектанты Приазовья и органы власти Российской империи: несостоявшийся компромисс в ХІХ веке» и Т.Г. Человенко (Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева,) «Образовательная программа по университетской теологии: теоретико-методологические особенности и педагогические условия реализации».

Завершает номер публикация беседы члена редколлегии журнала, ведущего редактора научной периодики ОЦАД А.И. Кырлежева с известным российским филологом-библеистом М.Г. Селезневым (НИУ «Высшая школа экономики», Москва). В материале, озаглавленном «Библеистика как современная научная дисциплина и ее связь с теологией», собеседники обсуждают истоки библеистики, ее становление и развитие в контексте историко-филологического знания. Особое внимание уделено характеру взаимоотношений работающих в этой сфере ученых с библейским и догматическим богословием (систематической теологией): роли религиозно-конфессиональных традиций в библейских исследованиях, точкам пересечений, специфике задач.