СВЯТОЕ УДИВЛЕНИЕ
На январь по новому стилю приходится два изумительных двунадесятых праздника, Рождество Христово и Крещение Господне. Долгое время в Древней Церкви они праздновались одновременно и свидетельствуют об одном и том же — о явлении людям Бога. В обоих праздниках это Богоявление было свидетельством необыкновенного самоумаления Господа и Его снисхождения к падшему человеческому роду. В Своем Рождестве Творец мироздания, одевающий, по словам церковных песнопений, небо облаками и разрывающий цепи наших прегрешений и самой смерти, стал новорожденным Младенцем, завернутым в пеленки. Поклониться ему пришли и пораженные явлением ангелов пастухи, и премудрые волхвы, увидевшие чудесную звезду, которая и привела их к Спасителю. Изумлен был и Иоанн Предтеча, когда креститься к нему явился Сам Повелитель и Создатель вселенной. (Об этом мы вспоминаем во время другого праздника Богоявления.) Был изумлен, хотя узнал Спасителя еще в чреве матери и проповедью покаяния готовил мир к Его приходу. Но вот перед пророком предстал Сам Бог, ставший человеком. Как же он, раб Божий, возложит руку на голову своего Владыки и преклонит ее в воды Иордана? Изумился и сам Иордан: как в меня, небольшую реку, опустится Солнце Правды, как мое течение омоет от греха Безгрешного, Огонь, очищающий вселенную, — и обратился вспять. В каноне праздника приводится поэтический образ, объясняющий это недоумение всего тварного мира: Христос, Бог, принявший человеческое естество, тем самым взял Адама и весь род людской к Себе на плечи и очистил, погрузив вместе с Собой в воды крещения. Вместе с тем, тогда открылась «самая высокая тайна», по словам святителя Филарета Черниговского, чье слово мы публикуем в этом номере, — тайна Пресвятой Троицы: на Иордан явился Сын Божий, голос Бога Отца свидетельствовал о Нем: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3:17), и на Христа «в виде голубине» сошел Дух Святой. Трепет и удивление перед явлением Бога переполняют все церковные песнопения и творения отцов Церкви. Святым отцам Синодальной эпохи Русской Церкви посвящена книга, о презентации которой мы расскажем в этом номере. Надеемся, что подобное святое удивление Промыслом Божиим читатель найдет и в других материалах нашего журнала.
Максим Большаков, ответственный редактор журнала «Православное книжное обозрение»