В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет выпуск № 50 сборника «Богословские труды».
К читателям обратился председатель редколлегии сборника «Богословские труды» митрополит Волоколамский Иларион:
Новый выпуск сборника «Богословские труды» продолжает сложившуюся тенденцию сотрудничества со специалистами ведущих духовных школ России, отечественных и зарубежных вузов, что обеспечивает традиционно высокий уровень научных исследований.
Раздел «Публикации» открывается текстом первой редакции 1823 г. Христианского катихизиса святителя Филарета (Дроздова) с разночтениями по редакциям 1827 и 1839 гг. Публикация позволяет наглядно проследить эволюцию этой вероучительной книги в контексте изменения церковной и светской политической ситуации 1820–1830-х гг. В предисловии содержится информация об истории изданий Катихизиса и о принципах публикации.
А. Г. Кравецкий и М. В. Мирошниченко публикуют текст предисловия и несколько глав из защищенной в 1917 г. диссертации иеромонаха Германа (Вейнберга) «Службы русским святым, появившиеся за синодальный период русской церковной жизни». Диссертация представляет собой историко-текстологический комментарий к значительной части текстов, входящих в новые служебные минеи (12 томов), вышедшие в 1978–1988 гг. Текст иеромонаха Германа дополнен сведениями о той редактуре, которой описанные им службы подвергались в XX в. перед включением в новые служебные минеи. Основным источником здесь является архив этих миней, который в настоящее время хранится в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
Раздел «Исследования» охватывает довольно широкий спектр областей церковно-исторического знания.
В статье Д. Ф. Бумажнова представлен обзор раннехристианской литературы с точки зрения отношения к животным вообще и к вопросу о наличии животных в эсхатологическом раю в частности, а также рассмотрена проблема раннехристианского антропоцентризма. Д. Ф. Бумажнов исследует произведения святых отцов и церковных писателей, апокрифы и другие источники. Автор приходит к выводу, что так называемая ученая традиция, за исключением святого Иринея Лионского, демонстрирует поразительную нечувствительность к теме животных: богословы не делали животных объектом специальных размышлений, говоря о них лишь по тому или иному не связанному с ними напрямую поводу.
Протоиерей Максим Колесник продолжает исследование истории древнерусских келейных молитвенных правил. На этот раз проанализированы рукописи XV–XVII вв. из собрания Троице-Сергиевой Лавры.
А. Ю. Виноградов и священник Михаил Желтов сопоставляют двенадцать переводов на русский язык литургии святителя Иоанна Златоуста, появившихся в XIX–XXI вв., с точки зрения сложных для передачи греческих терминов, стилистики греческого текста и понимания его аллюзий.
Заметное место в сборнике занимает перевод на русский язык шестой главы трактата Оригена «Против Цельса», выполненный О. П. Цыбенко с учетом переводов на европейские языки.
Блок рецензий представлен обзорами на недавно вышедшие книги: сборник, посвященный истории колливадского движения; новый словарь церковнославянского языка; переписку протоиереев Александра Шмемана и Георгия Флоровского.