Вышла монография, посвящённая первому славянскому переводу Лествицы

Вышла монография, посвящённая первому славянскому переводу Лествицы
Вышла монография "Первый славянский перевод Лествицы Иоанна Синайского", сообщает портал "Седмица.ru". Автор - д-р филологических наук - Т. Г. Попова.

Попова Т. Г. Первый славянский перевод Лествицы Иоанна Синайского. М.: Нестор-История, 2020.

Данная работа посвящена славянскому переводу одного из известнейших средневековых византийских сочинений - Лествицы Иоанна Синайского, написанной в конце VI века. Предполагается, что перевод был выполнен книжниками Преславской литературной школы. Этот вопрос рассматривается с трех точек зрения: лингвистической, текстологической и литературоведческой, в частности, выдвигается гипотеза о греческом оригинале перевода.

Работа будет интересна специалистам из области русистики, византинистики, палеославистики.

Предисловие

Лествица Иоанна Синайского, одно из выдающихся произведений византийской учительной литературы, в Средние века была чрезвычайно популярна, в том числе и в славянском мире. Не будет преувеличением сказать, что она была настольной книгой для иноков.

Число сохранившихся славянских рукописей, содержащих текст памятника полностью или во фрагментах, не менее полутора тысяч. Лествица была хорошо известна в древнерусской книжной среде.

Первая славянская (русская) рукопись Лествицы хранится в собрании Н. П. Румянцева РГБ под номером 198. Она была создана не позднее середины XII в.

До перевода всего текста книги, представленного в Рум. 198, на славянский язык переводились фрагменты текста Лествицы, входящие в состав греческих учительных сборников (вместе с этими сборниками).

Так, например, в Изборнике Святослава 1073 г. имеется 5 выписок из памятника, текст которых представляет собой иной перевод, нежели в древнейшей Лествице. Как доказано в многочисленных исследованиях сборника Симеона — Святослава, он является точным переводом аналогичного греческого сборника, известного во многих списках, самыми ранними из которых (X в.) являются сборник из Коаленовой библиотеки (Париж, Coislin,№ 120) и Ватиканский сборник (Cod. Vat. gr. 423).

Многочисленные выписки из Лествицы входят в состав Пандектов Никона Черногорца.

Ещё одна ранняя разновидность текста Лествицы (Слова 5,«О покаянии») сохранилась в болгарском аскетическом сборнике XII–XIII вв. славянского собрания рукописей Синайского монастыря святой Екатерины, № 34. Эта же версия представлена и в Минейно-триодном торжественнике середины XIV в. из собрания Национального исторического музея Софии, № 24.

Сборник аскетических выписок новонайденной коллекции рукописей Синайского монастыря (XIII в.), № 18, сохранил отрывки из Слова 11 («О многословии и молчании»). Текст этих фрагментов не похож ни на один из известных нам славянских текстов Слова 11. Житие Лествичника было переведено для мартовской Минеи (под 30 марта); этот перевод дошёл в составе одного из древнейших памятников старославянского языка — Супрасльской рукописи.

Цитаты из памятника, включённые в состав Киево-Печерского Патерика (XIII в.)6, также не повторяют текст первого славянского перевода Лествицы, а, напротив, резко отличаются от него, являясь свободным переложением текста памятника; при этом Лествичнику приписаны слова апостола Павла из Первого послания к Тимофею (Корень всему злу сребролюбие), что свидетельствует о большом авторитете автора Лествицы в среде киевского монашества.

К концу XIV в. в славянской книжной среде Лествица была известна в четырёх переводах: преславском, тырновском, сербском и афонском (по нашей терминологии). Эта картина бытования Лествицы на славянской почве в XII–XIV вв. была представлена в монографии «Славянская рукописная традиция Лествицы Иоанна Синайского» [Попова 2010]. В рецензии на названную книгу В. Федер высказал своё мнение о том, что преславский, тырновский и сербский переводы представляют собой версию а, а афонский перевод — версию b глаголического протоперевода, выполненного в IX в., см.: [Veder 2012].

Гипотеза о существовании глаголического протографа высказывалась в науке и ранее, см.: [Владимиров 1899: 107], однако её лингвистические доказательства недостаточны: для ответа на вопрос о глаголическом протографе перевода необходим глубокий графико-орфографический анализ древнейших списков перевода.

Ниже пойдёт речь о первом славянском переводе всего текста греческой Лествицы, первой сохранившейся рукописью которого является Рум. 198. Честь открытия этого списка принадлежит К. Ф. Калайдовичу, купившему книгу для коллекции канцлера Н. П. Румянцева в Москве 10 октября 1824 г. у «одного старообрядца» за 350 руб. Описанием и изучением рукописного собрания канцлера занимался выдающийся филолог А. Х. Востоков, см.: [Востоков 1842].

С этого времени рукопись вводится в научный оборот и привлекает внимание многих исследователей, поскольку её изучение помогает понять многие вопросы, связанные и с историей древнеболгарского и древнерусского языков, и с историей бытования Лествицы как памятника литературы на славянской почве.

Рукопись опубликована на официальном сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры в разделе «Библиотека».

В работе были использованы материалы исследований, выполненных при поддержке Международного научного фонда им. Александра фон Гумбольдта (Германия), Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ 07-04-00013а) и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ 16-04-00420-ОГН)