В рамках конференции "День православной книги" в Нижнем Новгороде состоялась презентация сборника "Нижегородская духовная семинария в воспоминаниях современников", сообщает
РГ. Интересен он будет не только тем читателям, которые увлекаются церковной историей.
В издании собраны мемуары девяти человек, которые учились в Нижегородской духовной семинарии (НДС) в период с начала XIX до начала XX века. Не все они впоследствии избрали священнический путь. Например, здесь публикуются записки Николая Вишнякова, военного врача, почти тридцать лет служившего впоследствии в Восточной Сибири. А также фрагменты из "Воспоминаний" математика и механика Владимира Стеклова, ставшего вице-президентом РАН, или же мемуары академика Егора Орлова, выдающегося химика начала XX века.
- В книге содержатся живые истории семинаристов. Они не обладают объективностью, как исторические документы. Но это является преимуществом, поскольку личные воспоминания максимально отражают дух времени. Читая их, мы можем почувствовать, чем жили люди на протяжении позапрошлого столетия, - рассказал на презентации студент Нижегородской духовной семинарии Иван Рыбаков.
По его словам, книга должна понравиться всем, кто интересуется историей Нижнего Новгорода и нашей страны. Отдельно в ней можно проследить историю отечественного образования. Но самое интересное, конечно, - описания быта и нравов нижегородцев, живших в позапрошлом столетии, а также краеведческие заметки семинаристов. Написана книга максимально живым языком: оно и понятно, ведь это личные истории, а не попытка воссоздать историческую картину. Вот несколько примеров.
"Летом река Ковалиха была просто угодьем для всех обитателей ее берегов. Она напрочь избавляла их от всяких расходов на помойные ямы. По утрам, когда в стряпущих кипела самая оживленная деятельность, только и видно было, как то из одних, то из других ворот выбегали местные дамы с высоко подоткнутыми подолами, таща в руках ведра, лохани, корыта с кухонными отбросами и вообще все лишнее в доме и все выливали в Ковалиху. И чего-чего только там не было! Молодое поколение ковалихинцев постоянно рылось там, отыскивая, что кому нужно для игры или каких-нибудь практических потребностей, лоскутки, белые и цветные бумажки, бечевки, мочало и нитки для пускания змей, кости, стекла, железо и прочее", - пишет Петр Васильевич Знаменский.
А вот другой отрывок его же авторства. На этот раз - о том, как питались тогдашние семинаристы.
"На каждой миске сидело по шесть человек; отдельных тарелок не полагалось, - все ели из общей посудины. Тарелки были деревянные, простые кружки для помещения хлеба и ложки. Ножей и вилок не было, да они были и не нужны. Ложки были деревянные; каждый бурсак приносил свою ложку с собой и по окончании еды, вытерев этот инструмент коркой хлеба или тщательно облизав, уносил его с собой в свой N. Потерять или изломать ложку было поэтому великим бедствием. В постные дни щи подавались совершенно пустые, - впрочем, и о скоромных щах существовало присловье: "Щи, хоть кнутом хлыщи, - только пузырь вскочет". Рыба полагалась во щи, кажется, всего только два раза в год, - в Благовещенье и на И. Дамаскина (4 дек.) и какая рыба! Это были ржавые соленые лещи, от которых щи получали такую остроту, что если капнешь ими на свой нанковый сюртук, так на нем и останется несмываемое желтое пятно", - вспоминает Петр Васильевич.
По признанию составителей, работа над книгой заняла не один год.
- Я лично ездил в архив РАН в Санкт-Петербург, расшифровывал рукописи профессора Стеклова. Причем воспоминания были записаны на полях другой работы, пришлось еще потрудиться в качестве графолога, - пошутил на презентации проректор по учебной части, заведующий библиотекой Нижегородской духовной семинарии, кандидат богословия Алексей Дьяконов. - Важно, что книга дает читателю очень целостное представление не только о семинарии, но и об исторических реалиях вековой давности и о жизни тогдашнего общества в целом.
Познакомиться со сборником "Нижегородская духовная семинария в воспоминаниях современников" можно в библиотеке НДС. Она работает в будни с 9.00 до 18.30.
Мария Волкова