В издательстве «Эксмо» вышла в свет книга К.И. Кривошеиной «Золотые купола над Парижем». Ксения Игоревна — писатель, художник, член-основатель «Движения за поместное Православие в Западной Европе» (OLTR), один из руководителей сайта Корсунской епархии Русской Православной Церкви, активный общественный православный деятель во Франции.
В своей книге она рассказывает об истории возведения на парижской набережной Бранли собора Корсунской епархии. Однако это не только история конкретного места, это свидетельство о Православии в современном западном мире, сообщает сайт Патриархия.ru.
Издание рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
В интервью порталу «Иисус» автор книги отметила: «Маленький подзаголовок книги — "Колыбель Православия в центре Европы" — не должен удивлять читателя. Первые шажки укоренения Православия в Париже были сделаны Петром Великим. Он двадцать лет мечтал побывать во Франции, и в 1717 году его мечта сбылась: он провел в городе на Сене шесть недель, молился в походной часовне — православного храма еще не было. Именно он заложил прекрасную традицию для всех последующих русских монархов регулярно посещать Францию. После визита государя Александра I в Париж в 1814 году была учреждена посольская церковь греко-российского исповедания, которая расположилась в здании посольства. Эти православные зерна, брошенные в землю католической Европы, дали неожиданные всходы: за три века во Франции были возведены великолепные русские храмы в Ницце, Биаррице, Каннах, Париже… В XXI веке традиция продолжается — вырос новый Свято-Троицкий собор с золотыми куполами на Сене и большой храм в Страсбурге».
Невозможно было в книге обойти культурные связи России и Франции и дипломатические отношения двух стран, однако ее главная тема — это история Православия во Франции. «Ведь золотые купола действительно засияли в центре Европы, и дорога, по которой прошло русское Православие, не была усеяна розами, но сегодня можно смело говорить об его укоренении. Паства прибавляется и молодеет, живая приходская жизнь продолжает традиции», — отмечает К.И. Кривошеина.
Как напомнила Ксения Игоревна, когда 12 лет назад Францию посетил приснопамятный Патриарх Алексий II, он рассказал тогдашнему президенту Николя Саркози о русской диаспоре, о том, что Православие расширило границы и храм Московского Патриархата на улице Петель в 15-м округе Парижа уже не вмещает всех молящихся.
«Он обратился к президенту за содействием в строительстве большого собора, — продолжает автор книги "Золотые купола над Парижем". — Просьба была услышана, и президент Саркози, французская администрация и Католическая Церковь сделали все, чтобы помочь Русской Церкви воплотить замысел в бургундском камне на берегу Сены. Через год Патриарх Алексий почил, и замысел стал своего рода завещанием для Патриарха Кирилла. Он приехал в 2016 году в Париж, чтобы освятить Свято-Троицкий собор. Накануне этого события он молился вместе с прихожанами храма Трех Святителей. Именно здесь, в "святом подвале" (как принято называть это место), в 1931 году маленькая группа верных чад Русской Церкви основала Корсунское подворье. В своей книге я привожу воспоминания семнадцатилетнего будущего митрополита Антония Сурожского, который присутствовал при основании "святого подвала"».
К.И. Кривошеина упомянула о том, что многие русские эмигранты, и среди них известные писатели и богословы, на всю жизнь «срослись» с этим храмом: владыка Вениамин (Федченков), отец Афанасий (Нечаев), Николай Бердяев, Владимир Лосский, Владимир Ильин, Мария Каллаш, Михаил Бельский, Леонид Успенский… «Неожиданные и трагические судьбы русских людей XX века, волею судьбы оказавшихся на чужбине, создали маленькую церковь Трех Святителей. Никто из этих подвижников веры не мог представить, что их труды не пропадут, что "малое стадо" прирастет сотнями, стены расширятся, а их внуки будут молиться в православном соборе Корсунской епархии», — подчеркнула она.
Обращаясь к прихожанам Трехсвятительского храма накануне освящения собора на набережной Бранли, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Жизнь русской эмиграции была непростой. По милости Божией сейчас все изменилось. Как вы знаете, на набережной Сены построен величественный кафедральный собор, который по милости Божией мы завтра освятим. Но каким бы ни был прекрасным, замечательным этот собор как символ новой России и возрожденной Русской Церкви, никогда из нашей церковной истории ХХ века не уйдет, никогда не затмится роль, значение и сам образ этого скромного храма Трех Святителей на улице Петель, начавшегося с гаража и в самом себе отразившего тяжелейшую историю русского зарубежья ХХ века».
Читателю будет интересно окунуться в непростую, полную неожиданностей историю строительства нового собора. Автор, например, подробно описывает все коллизии международного конкурса архитектурных проектов будущего собора, о том, как победителем стал проект Жан-Мишеля Вильмотта, которому удалось органично вписать свои архитектурные идеи в ландшафт французской столицы и историческую логику вековых связей между Россией и Францией.
Так золотые купола рядом с Эйфелевой башней стали еще одной достопримечательностью Парижа. «В моем рассказе о соборе в центре Европы на берегах Сены трудно поставить точку, — признается Ксения Игоревна Кривошеина. — История Русской Православной Церкви на Западе продолжается вопреки всем сложностям. Переступая порог Свято-Троицкого собора, несмотря на его молодость, сразу ощущаешь намоленность этого места; словно испытания, выпавшие на долю всех православных в Западной Европе за прошедший век, увенчались не только золотыми куполами, но и впитались в поры бургундского камня. А потому нужно оставить все сомнения, забыть прежние нестроения, войти в этот прекрасный храм с надеждой, и по словам апостола Петра прежде всего полюбить друг друга от всей души, потому что любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4:8)».