Фото: скриншот ТК "Культура"
Вышло в свет научное издание «Опись Троице-Сергиева монастыря 1641/42-го годов». Это подробное описание всего имущества крупнейшей русской обители, передает
портал "Благовест-Инфо" со ссылкой на телеканал «Культура».
883 листа. Скоропись допетровского времени изучали десять лет. Здесь описаны все объекты – храмы с иконами, ризница с царскими вкладами, книгохранилище. И все составляющие хозяйственной деятельности монастыря от конных дворов и коровников до съестных припасов – огромных рыбьих туш, медов, вишен в патоке и семь тысяч душ, приписанных к монастырю.
«Здесь описаны 14 приписных Троицких монастырей, а это не только те, которые в Московской губернии здесь недалеко находились, а это поволжские монастыри – Казанский, Свияжский, Астраханский. То есть у нас здесь, можно сказать, энциклопедия монастырской жизни всей России», – пояснила заместитель ген. директора Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Светлана Николаева.
В середине XVII века внутри монастырского руководства случился конфликт. Кто именно написал донос царю – архимандрит на казначея, казначей на келаря, или келарь на них обоих – до сих пор непонятно. Но первого сентября 1641 года государева комиссия начала учет имущества монастыря. В рукописи – 20 разных почерков. Члены комиссии оставляли «скрепы», на каждом листе по одному слогу: «Жи-во-на-чаль-ной Троицы...», каждый писал на нескольких листах. Поэтому подделать или заменить листы было невозможно.
«Первый слог –жи– пишет архимандрит, живо –пишет келарь, живо – пишет известный нам Симон Азарьин. И дальше на каждой страничке будет во, началь, началь. Вот, так по каждому листу», – заметила Николаева.
Опись начинается с церкви Живоначальной Троицы. С ее главного образа – иконы Святой Троицы письма Андрея Рублева. Подробно описывается каждый камушек ее золотого оклада. Кстати, сначала Иван Грозный пожертвовал оклад, затем Борис Годунов подарил свой. А царь Михаил Федорович просто добавил к окладу привесы.
«Это описание занимает почти 10 страниц. И начинается оно с вклада того самого царя Михаила Федоровича Романова, по указу которого была создана опись», – отметила Николаева.
Многие предметы, описанные в рукописи, до сих пор хранятся в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Фелонь Сергия Радонежского из грубой ткани, келейные иконы преподобного. Потиры для причастия – вклады Ивана Грозного и великого князя Василия Темного. Тексты описи тщательно проверялись.
Но и писари с проверяющими кое-что пропускали. На этом вкладе келаря монастыря Александра Булатникова – серебряной водосвятной чаше весом в полпуда – не учли надпись. Ее прочитали только сейчас.
«А кто сию чашу из дома Живоначальной Троицы возьмет, или власти отдадут, или продадут кому, будет судим со мной на втором пришествии. И угроза была непростая для людей Средневековья. Это был совершенно реальный запрет», – отметила Николаева.
В конце XVIII века митрополит Платон – просветитель и реформатор – отметил «обстоятельность» описи: «В ней увидишь, какое было в Лавре тогда всего изобилие и доброе хозяйство, особливо, что все сие нашлось после осады». В XIX веке сделали копию документа, скоропись XVII века уже было сложно читать. А основатели Сергиево-Посадского музея Юрий Олсуфьев, Сергей Дурылин, Павел Флоренский в начале XX века несколько лет переписывали документ, но опубликовать его так и не удалось. И вот теперь их завещание выполнено.