Новое издание учебного пособия заведующей кафедрой регентования Татьяны Ивановны Королевой и доцента кафедры регентования Вероники Юрьевны Григорьевой является дополненной и во многом переработанной версией первого издания 2008 года, сообщает сайт Синодальной библиотеки.
Авторами предпринята попытка сформулировать фундаментальные понятия о сущности церковного пения – о каноничности и ее критериях, о церковно-певческом обиходе и обычаях храма или обители, подробно рассмотрена система выразительных средств, присущих укорененному в богослужебном уставе традиционному церковному пению, указаны способы применения ее в современных реалиях. В пособии широко представлен материал древнерусских песнопений, с которым, как с высоким эталоном, прямо или косвенно соотносится круг песнопений, употребляющихся в современной практике богослужения.
В новом издании значительно расширен раздел о силлабическом пении, большое внимание уделено сочетанию в богослужении различных певческих стилей, темпо-ритму богослужения, «диалогу» хора и духовенства. В раздел включены авторские наработки, сформированные за более чем 10-летний период с момента выхода первого издания. В раздел, посвященный проблемам церковного чтения, включены сведения о «погласицах» – особых интонационно-мелодических моделях. Приложение 2-го издания дополнено кратким обзором истории церковного пения.
Об отличительных особенностях вышедшего издания рассказала Марина Павловна Рахманова, доктор искусствоведения, ведущий отечественный специалист по истории русского церковного пения ХХ в.: «Знакомство с новой редакцией учебного пособия Т. И. Королевой и В. Ю. Григорьевой «Регентское мастерство» произвело на меня сильное впечатление. Я неплохо помню первую версию учебника (2008 г.), и должна сказать, что новый текст в целом не просто дополняет прежний, но весьма заметно отличается от старой версии. Отличается в сторону углубления основных идей, подробности их аргументации и очень тщательным и подробным, вплоть до мельчайших деталей, анализом огромного певческого материала. А также – массой практических рекомендаций для начинающих регентов. Мне кажется, если учащиеся хотя бы частично усвоят щедро поданный им многолетний опыт авторов, они уже станут неплохими регентами, а затем, руководствуясь учебником, смогут совершенствовать свое мастерство. Именно «мастерство» является не только заглавием, но и ведущим образом этой книги, а настоящее мастерство подразумевает глубину понимания материала и тонкость в раскрытии его смысла».
Пособие будет полезным для преподавателей и учащихся регентских школ, дирижерско-хоровых факультетов средних и высших музыкальных учебных заведений, регентов и певцов церковных хоров, а также для всех любителей церковного пения.