Выставка, посвященная евангельским образам в творчестве Федора Достоевского, открылась 18 ноября в Государственном музее истории религии. Она приурочена к 200-летию со дня рождения писателя (1821 - 1881).
На выставке представлены иконы, графика, книги, в том числе ряд графических работ (копия XIX века знаменитой Сикстинской Мадонны Рафаэля, литографии с видами Петербурга XIX века, хромолитографии знаменитого книгоиздателя и просветителя И.Д. Сытина), сборники святоотеческих поучений, произведения ленинградского и петербургского художника Виктора Семеновича Вильнера (1925 – 2017).
Выставка состоит из нескольких подразделов. Первый посвящен личности писателя, важнейшим фактам его биографии, работам, которые повлияли на его творчество. Это и духовное наследие Русской Православной Церкви, и произведения зарубежных художников. Второй раздел рассказывает посетителям о знаменитом романе «Преступление и наказание»: на что обращал внимание писатель, создавая неповторимую атмосферу произведения, какие идеи взяты им из евангельского учения. Вместе с героями романа посетители смогут совершить прогулку по старинным улочкам Петербурга XIX века, размышляя над вечными вопросами: какова подлинная цена человеческой жизни.
Третий раздел выставки посвящен произведению «Идиот». Основная идея раздела – наглядно показать чистоту главного героя, пребывающего в состоянии первого, еще безгрешного человека, живущего в райском саду, с которым, однако, ему вскоре придется расстаться.
Вечной борьбе добра со злом, ставшей ключевой идеей творчества Достоевского, посвящен четвертый раздел выставки, рассказывающий о романе «Бесы». Завершает выставку раздел о «Братьях Карамазовых» и тайнах, которые писатель предлагает разгадать читателям: что такое праведность, искушение, Кто такой Бог и где Его искать в этом мире?
Как рассказала корреспонденту «Благовест-инфо» заведующая отделом научного проектирования экспозиции и выставок Марина Птиченко, музей решил обратиться именно к этой стороне творчества Достоевского, потому что долгое время в советском литературоведении она не раскрывалась и не рассматривалась глубоко по идеологическим соображениям. «Однако последние 20-30 лет появляется много исследований, посвященных выявлению «текста в тексте», каким образом Евангелие повлияло на творчество Федора Михайловича», – отметила она.
В первой витрине представлено первое Евангелие на русском языке, которое было издано стараниями первого российского библейского общества в 1823 году. «Когда Достоевский оказался в Петропавловской крепости в 1949 году, он еще не знал об этом издании, и просил своего брата Михаила прислать ему Библию на французском и славянском языках, – рассказала автор выставки. – Когда в 1850 году его в Тобольске встретили жены декабристов, которые там находились на поселении, они подарили ему томик Евангелия уже на русском языке. В течение четырех лет Достоевскому, как каторжанину, не позволялось читать книги, поэтому он читал Евангелие. И не расставался со этим томом до конца жизни».
Трогательной деталью оказалась вложенная кем-то в том Евангелия, представленного на выставке, маленькая веточка засушенного колокольчика. «Неизвестно, сколько лет назад и кто вложил ее, – призналась Марина Птиченко. – Но это придало особую атмосферу нашей небольшой выставке».
Герои романов Достоевского в решении своих житейских проблем неизбежно сталкиваются с вопросами о добре и зле, о справедливости, о правде. Каждый из них мучается, страдает, остро нуждается в любви и сострадании. Существование в мире зла, насилия, несправедливости и Бога, который видит это зло, но «остается равнодушным» – вот что волнует героев Достоевского. Почему Бог допускает страдания человека? Эти вопросы задают себе Раскольников, князь Мышкин, Ставрогин, Иван Карамазов. Они пытаются найти ответ, но терпят поражение. Достоевский считал, что для избавления от эгоистического себялюбия, глубоко проникшего в природу человека, недостаточно только лишь иметь перед глазами пример жизни Христа, запечатленный в Евангелии. Нужна более тесная связь, при которой «благодатная» сила Христа соединится с силой человека, искренне и глубоко стремящегося к добру. Только так возможно его преображение.
Выставка продлится до 18 января 2022 года.
Татьяна Цветкова