В Переславле-Залесском прошли Всероссийские чтения «Дни Достоевского на Переславской земле», посвященные 200-летию великого классика русской литературы, сообщает РНЛ со ссылкой на Global Orthodox. На конференцию в Никольский женский монастырь съехались литературоведы, писатели, священники, университетские профессора.
Чтения открылись торжественной литией у памятника Достоевскому, который недавно установили на площади перед Никольским женским монастырем. Идея установки мемориала принадлежит игумении монастыря Евстолии (Афониной), автором стал скульптор Сергей Бычков. По замыслу игумении Евстолии памятник должен был показывать, «как через произведения Достоевского возрождается душа».
На круглом столе «Современность и со-вечность в творчестве Достоевского» обсуждали, как присутствуют идеи Достоевского в современном обществе. Председателем дискуссии выступил епископ Переславский и Угличский Феоктист. В своем вступительном слове епископ Феоктист сказал: «Что такое Православие? Юрисдикция, традиция, сумма вероучений? Я думаю, что по своей сути, Православие – это единственно верный способ чтения Евангелия».
О Евангелии в творчестве Достоевского говорила в своем докладе Валентина Васильевна Борисова, доктор филологических наук из Москвы. «Творчество Достоевского – это проповедь. Но не богословская проповедь, а художественное слово. Сквозь призму его текстов мы постигаем смысл того, что было сказано Христом», – подчеркнула Валентина Борисова.
Николай Алексеевич Лобастов, учитель русского языка и литературы из Нижегородской области рассказал о том, как именно Достоевский понимал учение Евангелия: «Не проявления всего грешного страшился Достоевский, но духовной спячки, лукавой и лицемерной нейтральности. Достоевский не терпел "среднего человека", неподвижно застывшего на готовых правилах».
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского университета Владимир Захаров отметил, что «Достоевский отрицательно относился к гуманизму, считал его "человеколюбием без Христа". Для Достоевского быть гуманистом мало, нужно быть христианином».
О том, что для Достоевского значит христианство Владимир Захаров рассказал так: «У Достоевского все слова стремятся к Богу. У него идеал всегда – Христос. Христос – мера всех вещей».
Александр Васильевич Моторин, доктор филологических наук, профессор, Новгородского государственного университета рассказал о том, как Достоевский видел историческую роль русского народа: «Одна из основных идей Достоевского – мир спасается и будет спасаться через Россию и русский народ. В судьбе и характере русского народа проявилась удивительная способность уподобляться Христу в его жертвенном служении людям. Русский народ может жертвовать своим земным благополучием ради других народов, это повторяется вновь и вновь в кризисные эпохи», – подчеркнул Александр Моторин
Не только русский народ, по мнению участников дискуссии, взял на себя все грехи мира, но и сам Достоевский принял символическую ответственность перед Христом за грехи человечества. Это отметила в своем выступлении Ирина Владимировна Дергачева, доктор филологических наук, профессор, Московского государственного психолого-педагогического университета.
Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления Союза писателей России, посвятил свое выступление противоречивому облику Достоевского в мировой культуре. Он подчеркнул, что Достоевский не может быть неинтересен: его или любят, или ненавидят.
Священник Владимир Мартышин, старший преподаватель педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, рассказал о том, как в произведениях Достоевского отражается жизнь христианской семьи. «Жизнь семьи, описанная в его романах, полностью освящена во всех проявлениях. Для героев Достоевского очень важны нравственные устои православной семьи: честь, достоинство, репутация», – отметил отец Владимир.
Священник Евгений Ефремов, клирик Никольского женского монастыря, предложил рассматривать романы «Идиот» и «Братья Карамазовы» как дилогию, в которой главной темой служит образ святого, проповедующего детям. «В финале романа "Братья Карамазовы" звучат литургические интонации, – подчеркнул отец Евгений. – Достоевский здесь поднимается на вневременную высоту».
О природе зла в произведениях Достоевского рассказал протоиерей Александр Смирнов, клирик Никольского монастыря: «Любовь предполагает свободу, а свобода это в том числе и отрицание Творца. Именно в такой бесконечной степени свободы появляется возможность зла – зла как отсутствия Бога».
В завершение встречи епископ Переславский Феоктист отметил, что Достоевский в своих произведениях не упрощает Евангелие, а показывает его как оно есть – бесконечно сложным для человека. «Исповедовать Православие бесконечно сложно, потому что мы все люди и нам нужны понятные, строгие, ясные схемы, а схем нет. Мы начинаем их выдумывать, но тогда мы уходим от Православия», – сказал епископ Феоктист.
«Мне бы хотелось пожелать всем нам, чтобы, исследуя творчество Достоевского, живя его образами, которые навсегда вошли в русскую культуру, мы помнили о его евангельской сложности, которую невозможно устранить», – такими словами епископа Феоктиста завершилась дискуссия в Никольском монастыре, сообщает Global Orthodox.