Время Великого поста

Автор: протоиерей Александр Шаргунов Все новинки

«Житие святого Колумбы», написанное Адомнаном, впервые опубликовано на русском языке

«Житие святого Колумбы», написанное Адомнаном, впервые опубликовано на русском языке

Презентация монографии Нины Живловой «Мир святого Колумбы. Раннесредневековая Ирландия и Британия глазами монахов с острова Ионы» (М.: Издательский дом «Языки славянской культуры», 2019) состоялась 9 апреля в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) в рамках медиевистического семинара при кафедре романской филологии. В новом издании впервые опубликован русский перевод с латинского памятника раннесредневековой ирландской агиографии ­– «Жития святого Колумбы», написанного Адомнаном, а также одного из изводов ранних ирландских хроник – «Анналов Ульстера» за 563–713 годы


Как отмечено в аннотации, монография представляет собой комплексное исследование историографии монастыря Ионы, где были созданы наиболее значимые памятники средневековой ирландской литературы. Впервые в истории отечественной науки в рамках одного исследования освещены разнообразные аспекты источников истории раннесредневековой Ирландии, сообщает "Благовест-Инфо".

Среди всех книг, изданных в России по этой теме, монография Н. Живловой держит пальму первенства, сказал, представляя издание, редактор Егор Агафонов. По его словам, книга может сыграть свою роль в процессе, начало которому было положено в марте 2017 г., когда Синод РПЦ принял решение о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до Великой Схизмы 1054 года. В этот список вошел святитель Патрик, просветитель Ирландии, но можно надеяться, что его последователь св. Колумба тоже окажется в православном месяцеслове, и доступность сведений о нем на русском языке тем более важна.

Григорий Бондаренко, главный редактор Издательского дома ЯСК и специалист по ирландской культуре, говорил о значимости св. Колумбы для Ирландии и Шотландии, между которыми даже идет своего рода соревнование – кто больше почитает этого древнего подвижника. По словам Г. Бондаренко, св. Колумба «актуален и для нынешней Ирландии, и для всей Европы, которую называют постхристианской».

Автор монографии рассказала, что переведенное ею житие св. Колумбы (521-597) было написано в конце VII в. Адомнаном – возможно, дальним родственником и одним из его преемников на посту аббата монастыря на острове Айона, который святой основал в 563 году. По словам Н. Живловой, история Ирландии, в том числе дохристианской, – это «огромный айсберг», который пока трудно представить русскому читателю. В частности, одним из отправных моментов ее работы было желание развенчать «идиллическое, пасторальное представление о кельтских святых» – якобы они пришли к людям палеолита, с первобытными нравами, принесли им евангельскую весть, и дикари сразу же простодушно ее приняли. На самом же деле языческое общество Ирландии первых веков было сложно организовано, жестко иерархично, в нем огромную роль играли представления о знатном происхождении, велось родословие королей и т.д., и христианизация такого общества была непростой задачей. Поэтому автор представила переведенные ею памятники в широком историко-культурном контексте: в монографии есть главы о топонимике, этнонимии и антропонимии, таблицы по генеалогии и списки королей. Все это имеет непосредственное отношение к истории ирландских святых и, в частности, житию св. Колумбы, который был потомком королей, но отрекался от своего аристократического происхождения, стараясь «преодолеть разделение между людьми». Н. Живлова обратила внимание на список аббатов монастыря Иона (Айона) – только двое из них не принадлежали к королевским родам; остальным же, вероятно, приходилось преодолевать искушение гордыней родовитости. В то же время, это подчеркивает значимость самой обители – «это не просто монастырь, основанный каким-то дедушкой в углу, а монастырь, управляемый представителями королевской династии», и все в средневековой Ирландии знали об этом.

Говоря о св. Колумбе (или, как называют его на родине, Колум Килле), историк уделила немалое внимание автору его жития – Адомнану (+704 г.). Судя по оставленному им тексту, он «мягкий» и даже «нежный человек», который с большой теплотой пишет о герое своего повествования. Его отличала большая терпимость, гуманизм по отношению к персонажам описываемых событий. Характерная черта стиля жития – использования в изобилии уменьшительно-ласкательных суффиксов («семьишка», «лодочка», «землишка»), что было очень распространено среди монахов того временим. Н. Живлова в своем постаралась передать эти и другие особенности оригинального текста.

В отличие от своего племянника и агиографа, св. Колумба, вероятно, был более резким и энергичным, «любил покомандовать», отважно выступал против убийства невинных женщин и детей в военном противостоянии, рассказала о святом переводчица. Адомнан начинает историю св. Колумбы с момента основания монастыря на острове Айона и описывает его жизнь в течение последних 35 лет, про молодые же годы святого из этого жития ничего узнать невозможно. Автор структурировал житие не по хронологическому, а по тематическому принципу: описываются пророчества, чудеса, явления ангелов. На презентации Н. Живлова привела примеры некоторых чудес, которые ярко характеризуют св. Колумбу. Среди них – многочисленные исцеления и даже воскрешения, чудесная помощь крестьянам в их трудах, мореплавателям в их путешествиях, воинам в сражениях. Колумба не чурался самых обыденных вещей: обстругал кол для неудачливого охотника, дал одному из учеников пошаговую инструкцию по спасению журавля – священной для ирландцев птицы, утомившейся от долгого перелета. Считается, что именно св. Колумба первым увидел легендарное лох-несское чудовище и защитил от него некоего рыба­ка. В житии рассказано об особенностях духовничества святого – обращает на себя внимание история о том, как святой налаживал семейную жизнь прихожан: некий весьма уродливый человек пожаловался на свою жену, которая уклонялась от супружеской близости; святой монах не стал обличать и ругать женщину, а предложил супругам попоститься и помолиться вместе с ним. В результате семейная жизнь прихожан быстро наладилась.

Монастырь Айона

Чудеса – важный, но не главный аргумент св. Колумбы в его трудах  по христианизации язычников. Главное, считает автор монографии – пример его собственной жизни: его доброта, чистота, снисходительность, отзывчивость и терпимость – все эти качества, которые ярко показывает Адомнан, позволили открыть веру Христову огромному числу людей.

Свою благодарность автору выразил на презентации протоиерей Александр Шабанов, автор нескольких книг по истории Кельтской Церкви. По его словам, монастырь Айона по значению для Ирландии и Шотландии можно сравнить с Троице-Сергиевой лаврой для Русской Православной Церкви. Поэтому так важно, чтобы труды по изучению наследия древних святых Кельтской Церкви продолжались.