2017 год и Патриаршая литературная премия

  • Автор обзора: Сергей Арутюнов

Дорога к Небу. Поэзия и проза лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии. 2016-2017 гг./Протоиерей Ярослав Шипов, иеромонах Роман (Матюшин-Правдин), Ирина Богданова, Дмитрий Володихин и др. – М.:Лепта Книга, Вече, ГрифЪ, 2017. – 400 с.


Краткий обзор произведений лауреатов и номинантов

Прошло семь лет с того памятного дня, в который Русская Православная Церковь объявила о своём литературоцентризме – то есть, прямом и непосредственном участии в поэтической и писательской жизни. Учреждение Патриаршей литературной премии побудило многих писателей сопоставить своим труды с инобытийным на них взглядом, задав себе в этой связи вопросы, пожалуй, самые сокровенные – кто я, что я, какое слово несу людям?

Тем самым литературному процессу была задана ещё и вертикальная координата, которой так долго именно ему и не хватало.

Выбор Премии недоумённых вопросов до сих пор не вызывает.

Имена Владимира Крупина (2011), Олеси Николаевой (2012), Алексея Варламова, Станислава Куняева и Юрия Лощица (2013), Валентина Курбатова (2013), Юрия Бондарева, Юрия Кублановского и Александра Сегеня (2015), Бориса Екимова и Бориса Тарасова (2016) известны так широко, как это сегодня возможно: в данном случае Премия лишь подтверждает их заслуги перед отечественной словесностью.

Кто же они, притом, что стилистика их порой крайне разнится между собой? Литературоведу, видимо, и в голову не придёт искать общие корни поэтики Юрия Кублановского и Олеси Николаевой в чём-либо, кроме Евангелия, настолько по-разному преломляются в них библейские мотивы. При этом никак нельзя сказать, что кто-то из них сухой академический аскет «на короткой строке», а кто-то, напротив, брызжет барочным раблезианством: каждый – водопад, различаемый по отзвуку.

В том третий произведений лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии вошёл фрагмент повести священника Николая Блохина «Перенесение на камне» - проза нравоучительная и адресно скорее подростковая, если и имеющая перед собой образцы, то некоторых советских детских писателей, разъяснявших молодому гражданину смысл христианских понятий. Известный литературовед, мыслитель Борис Тарасов также дан фрагментом из работы «Бог, человек и история. Россия, Европа и революция», в которой полемизирует с пониманием тютчевских прозрений у современных исследователей, разъясняя их до сих пор зачастую скрытый смысл. Три поистине великолепных донских рассказа тончайшего Бориса Екимова завершают раздел 2016 года.

2017 год принёс Премии имена, может быть, не столь широко известные, но из той же когорты мыслящих о Христе.

Из небольшого рассказа Ирины Богдановой о солдате и девочке-сестре полицая (пролог к книге «Фарфоровая память») видно, что автор «родом» из детской прозы, однако в ткань повествования вплетаются мотивы духовного возрастания человека на войне, введённые в советскую литературу незабвенным Василем Быковым.

Куда оригинальнее («модерновее») стилизации северных сказов («Рассказы о русской старине») Дмитрия Володихина: лексически и ритмически они будто бы впрямь из уцелевших рукописных книг, найденных в далёких архангелогородских сёлах, кованых по углам тяжёлыми медными полосами сундуках, на которых, вязью, – «до срока». Любовь к стародавнему слогу, тем не менее, не затеняет новеллически прочерченных сюжетов, отнесённых к вековой русской мечте – о чём? Острове Буяне, бессмертии души, свидании с Создателем? Такая стилизация превыше себя самой, поскольку ведома зрячей любовью к притчевой и бытийной традиции, фантастике наяву, прорастающей из самой отчей земли.

Крепкую, безошибочную школу демонстрирует Василий Дворцов: во-первых (неожиданный разворот) устами монаха передаётся советская криминальная, любовная и, в итоге, жизненная драма («Лебединое озеро»), а рассказчиком уже не персонифицированным – случай чудесного спасения от ночного разбоя («Детская молитва») и приобщения к Вере духовно ограбленной советской действительностью одинокой женщины («Нищие»).

Ещё до проникнутых тоской по дореволюционному русскому бытию эссе Виктора Лихоносова осознаёшь: выбор Патриаршей премии основан не на близости автора к «церковным кругам», но на крепости стилистики, свидетельствующей о том, что каждый создатель текстов прошёл дорогами своего народа, не чувствуя за собой права на формальные изыски в ущерб содержанию. Итак, лауреаты и номинанты – понятны. Их может читать всякий, умеющий это делать.

Возвращаясь же к Лихоносову, удивляешься датировке приведённых эссе о князе Олеге Константиновиче и паломничестве в Святую Землю – 1994, 1995 – а кажется, что написаны они лишь позавчера. Циник уничижительно прошипел бы про них – «грёзы монархиста», но что знают циники о прозрении посреди дымящихся идеологических руин советизма? Язык Виктора Лихоносова, сокрушающийся, печальный и светлый, лучше всего скажет о пережитом побеге от скороспело западной и закономерно запутавшейся в себе самой на российской почве идеологии «пролетарской революции» и последовавших вослед истреблениях «во благо».

Оставляющие впечатление безыскусности стихи иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) представляют собой дневник служителя Церкви, жителя скита – о природе, Божьих заповедях и их осмыслении, и могут восприниматься вполне как служебные, то есть, прикладывающиеся к тому, что может называться личным и зачастую обращённым к себе самому учительским осмыслением евангельского наследия. В сути своей, это самая настоящая русская поэзия, не искажённая «заревом пятилеток» и иными включениями уже далёкой поры: картины природы, размышления над книгами. Чисто, светло: «Нас любит Бог – чего ж ещё?»

Нравоучительную традицию продлевает и разъяснительное богословие Александра Ткаченко: в своих ответах на вопросы верующих он не просто канонически аргументирован, но способен оживлять и «приземлять» высокие православные максимы, рассматривая их в контексте живой современной жизни.

Рассказы действующего священника Ярослава Шипова – вполне в духе тургеневских «Записок охотника» (о чём читателю дан намёк некоторыми странническими сюжетами) изобилуют подтекстами, обрисовывают контуры Неба (духовного совершенства) на земле. Краткие, они точны и привлекают улыбчивой интонацией, стоящей за ними. Книга таких рассказов способна поднять настроение сотням тысяч взгрустнувших.

Картину таинственную и просветляющую рисует в повести «Двое из прошлого века» Борис Споров: юноше из обычной советской семьи внезапно открывается суть отца – физика-ядерщика, лучший друг которого ещё со времени заключения – провинциальный богослов. По представленному в сборнике первой главе невозможно представить себе дальнейшее, но речь, возможно, зайдёт о том, как прийти к правде «здесь и сейчас».

Подводя некоторый итог третьему тому, следует видеть следующее: в 2010-е гг. литература традиции представлена, если так можно выразиться, «младшими деревенщиками» - то есть, писателями, вне зависимости от места постоянного проживания, стремящимися возродить не исчерпавший себя в мелких «сервисах» мегаполис, но дух всей земли.

«Младшие деревенщики» завершают своими трудами дело, начатое «старшими деревенщиками» - первыми, кто начал обращать внимание на несовместимость советских урбанизирующих установок для широкой народной жизни. Тем самым завершается переход от советского социально-промышленного эпоса к эпосу постсоветскому: не отвлечённо «торжествует Православие», но возвращается и заново поселяется Господь в местах давно заброшенных, и прежде всего – в людях, стосковавшихся по восстанавливаемой вертикали, высокому смыслу жизни.

Этой поэзии, прозе, эссеистике можно лишь пожелать долгой жизни в потомках, их немеркнущей памяти, а новым сезонам Патриаршей – неослабной духовной зоркости в выборе подлинных подвижников отечественной словесности.

Сергей Арутюнов