Церковнославянский язык

Автор: Миронова Татьяна Все новинки

«А далее все иное, неведомое, и прямо во иных хрониках да летописях неписаное…»

  • Автор обзора: Валентина Курицына

Отправлять героев в иную эпоху, «изменять» ход истории – все это для доктора исторических наук, писателя, лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Дмитрия Володихина дело знакомое.

И его читателей не удивить, к примеру, «путешествием» нашего современника во времена Гражданской войны, и не простым зрителем, а участником событий, надеющимся повлиять на ход истории (роман «Доброволец).

К концу повествования герой романа осознал, что изменить ход истории, уже прошедшего, невозможно, что каждый человек рождается в свое время и жить и действовать должен в нем, а не пытаться исправлять другие времена.

Но автор Дмитрий Володихин идею путешествия во времени и пространстве, возможности альтернативного хода истории, «иного сказания» не оставил и приглашает читателя в это «иное сказание» с собой. И хотя герой «Добровольца» сделал правильные выводы и был убедителен, искушение отправиться в путешествие по разным историческим эпохам и познакомиться с «иным сказанием» под водительством профессионального историка и замечательного писателя Дмитрия Володихина все же сильнее.

И читатель уже бежит к дромону, чтобы не опоздать, просит грека Феодора Апокавка взять его с собой, уверяет, что, хотя нет у него на это грамоты от государя Ивана Васильевича, сам автор хроники не будет противиться, если и он отправится в плавание, что все так и задумано… И отправляется в путешествие по волнам истории. Что его ждет? Ромейское море? В путь!

«Ромейское море» – так называется первая часть (или «время первое») романа-хроники «Эллинороссия», вышедшего в издательстве «Снежный Ком М». Читателя, начавшего вслед за автором путешествовать по этому морю, в дальнейшем ждет «Иное сказание», знакомство с «Умельцем технэм», поход «За нумизматикой» и «Кандагар». По страницам книги он преодолеет много километров, побывает в реальных и созданных авторским воображением точках планеты, из глубины веков (от времени правления Ивана ΙΙΙ) доберется до наших дней. Читатель будет вместе с героями распутывать детективную историю, тревожиться за судьбу целой страны, которая зависит от правильного выбора князя, сопереживать влюбленным, стараться разгадать полутехнические и полумистические загадки других времен и народов. Безусловно, это далеко не все, что ждет тех, кто откроет эту книгу. В лучших традициях исторического романа, написанного специалистом, эта хроника заставит основательно освежить знания по истории и даст немало новых, подарит замечательных собеседников из числа героев книги. С ними можно мысленно спорить (иногда они высказывают мнения, которые могут кому-то показаться слишком смелыми) или соглашаться, но совсем равнодушным к ним остаться трудно. Знакомству же с некоторыми из них откровенно радуешься, а к их словам на странице романа прислушиваешься как к доброму совету мудрого человека. В первую очередь, это владыка Герман.

В «Эллинороссии» многое непривычно. Мы привыкли, что конец – делу венец, что все самое главное происходит, осознается, узнается ближе к концу произведения. Здесь же автор щедр с самого начала. Самое лучшее, самое сильное, самое интересное – «Ромейское море» – открывает книгу. И самое, как мне кажется, главное в книге произносится тоже здесь. Это слова владыки Германа: «Не бойся Богу довериться, Он к нам милостив, что решит, то нам и во благо». Возможно, это совет и автора читателю, актуальный всегда и везде, во все эпохи, при любом ходе истории.

Но «Эллинороссия» не только интереснейшая часть книги. Она и самая сложная. Случайно ли повествование начинается с самого сложного? Не знаю. Возможно, автор сознательно ставит перед своим читателем своеобразный «барьер», преодолеть который может только человек с немалой эрудицией, хорошо образованный. Автор, профессиональный историк, знаток древний книжности, барьер этот поставил довольно высоко. Текст насыщен аллюзиями, реминисценциями, тайными и явными параллелями, стилизациями и т.д. И далеко не у каждого читателя столько знаний, чтобы их воспринять, понять, увидеть, разгадать. Через текст, как через густой лес, приходится буквально пробираться (а кое-где и «продираться») – так он насыщен и сложен. Стоит ли это чтение всех усилий? Безусловно. Текст не только сложен, он удивительно хорош со всех точек зрения. Но все же у читателя остается легкое недоумение: почему же автор и издатель не захотели помочь ему пробираться через этот густой, непростой, но такой интересный литературный лес? Почему книга вышла без словаря, примечаний, отсутствуют комментарии? При такой насыщенности текста абсолютному большинству читателей комментарии очень помогли бы. Остается надеяться, что в следующих изданиях «Эллинороссии» они появятся.