Афон

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Афон. Впечатления и воспоминания
  • Автор книги: Гарднер Иван

Саратов: Издательство Саратовской митрополии , 2011. — 272 с., ил.


В 1926 году с группой студентов Богословского факультета Белградского университета на Святую Гору Афон отправился Иван Алексеевич Гарднер. Многие наши современники, наверное, даже не знают этого человека. А между тем, он был одним из самых ярких, своеобразных и талантливых деятелей Русского Зарубежья, причем деятелей весьма многосторонних. В России известны его труды как ученого - выдающегося специалиста по русской певческой медиевистике, и главный из них - двухтомник «Богослужебное пение Русской Православной Церкви». Именно Гарднер является автором ныне широко употребляемого выражения «литургическое музыковедение». Но в далеком 1926 году он был еще студент, и побывать на Афоне было его заветной мечтой. И мечта сбылась. Путевые заметки Гарднера, повествующие о его путешествии на Святую Афонскую Гору, мы сегодня предлагаем вашему вниманию.


1. Эта книга вышла в свет в издательстве Саратовской епархии под названием - «Афон. Впечатления и воспоминания». Из биографии, которую читатели найдут в этой книге, известно, что автор воспоминаний, Иван Алексеевич Гарднер родился 22 декабря 1898 года в семье гласного Московской городской думы, совладельца известной фарфоровой мануфактуры в Подмосковье. Мать Ивана Алексеевича происходила из дворянской семьи и приходилась внучатой племянницей Алексею Федоровичу Львову, композитору, директору Придворной певческой капеллы. Еще в юности Гарднер, ученик Катковского лицея в Москве, стал увлекаться русским церковным пением: слушал Синодальный хор, изучал древнюю знаменную нотацию.

2. В начале Первой мировой войны юноша с матерью (отца уже не было в живых) переселился в Севастополь, где окончил регентские курсы и начал управлять церковными хорами. В 1919 году он был принят на службу в Высшее церковное управление в качестве секретаря епископа  Вениамина (Федченкова) и затем, во время эвакуации Белой армии из Крыма, вместе с Владыкой попал в Константинополь. Следующим этапом странствий стала Болгария, затем Сербия, где молодой русский поступил на богословский факультет Белградского университета. Студентов этого факультета опекал приезжавший служить в сербскую столицу епископ Гавриил (Чепур), в прошлом ключарь храма Двенадцати апостолов в Московском Кремле, большой приверженец Синодального хора и автор ряда обработок старинных распевов. По мнению издателей, именно епископ Гавриил оказал решающее влияние на дальнейшую деятельность Ивана Гарднера.

3. В те же студенческие годы осуществилась мечта юноши. А как это произошло, он сам пишет в своих путевых заметках. «Я выздоравливал от тяжелой болезни ноги весной 1926 года и еще лежал в Белградской городской больнице. И вдруг узнаю: собирается группа студентов нашего факультета ехать на Афон по окончании экзаменов. Для поездки требовались минимальные средства. Нечего и говорить, что я собрал свои скудные студенческие крохи и с величайшей радостью записался в число желающих принять участие в этой поездке. Поездка устраивалась Сербско-Русским кружком студентов Богословского факультета. Незадолго до отъезда кружок постановил взять меня на свой счет в качестве фотографа. Радости моей не было границ. На Афон, на Святую Гору, в места живой традиции подвижничества, где все застыло в том же состоянии, в каком было несколько веков тому назад! Побывать на Афоне было моей заветной мечтой с малых лет».

4. По словам издателей, вошедшие в эту книгу путевые заметки студента-путешественника, представляют собой очень ценный источник для знакомства с положением монашества на Святой Горе в начале 20 столетия. Автор описывает Святую Гору тех лет, когда поток паломников из России практически иссяк, что весьма ощутимо сказалось на положении русских монастырей на Афоне. Однако Гарднер еще застал там монашествующих, начавших свой подвиг на Афоне в конце 19 века. И эти наблюдение очень ценны для нас. Книга написана очень живо, образно и просто – одновременно. Читатель погружается в увлекательное путешествие по Святой Горе Афон! Никогда не ступив на эту Землю, даже читательницы могут посетить эти чудные места! Для большей убедительности очень помогают представленные в книге многочисленные прекрасные фотографии монастырей, красивых афонских пейзажей, зарисовок (которые любезно предоставил издательству их автор, пожелавший остаться неизвестным).

5. Первая часть рассказывает о пути в монастырь великомученика Пантелеимона и его достопримечательностях. Вот автор пишет: «Наши взоры приковывает величественно вздымающийся Афон. Он скрывает от нас восходящее солнце. Небо быстро светлеет, переходит из розового, румяного в желтое, золотистое, становящееся все ослепительнее и ослепительнее. Заалело еще ярче облако при вершине Святой Горы. И быстро оно становится ярким, сверкающим — больно смотреть на него и на небо. И вот брызнули из него золотые ослепительные лучи: солнце взошло. Заиграли лучи на волнах, заблестели волны, заиграли, точно сверкающие нити продернулись по синей живой ткани... И Афон кажется еще больше, темнее, синее. Но уже видны белеющие местами стены обителей; обозначаются грани в грандиозных обрывах скал.

6. Постепенно начинаем уже различать и монастырские постройки. Пароход направляется прямо к небольшой группе домиков, единственной расположенной на самом берегу еле обрисованного залива. Там видно всего пять домиков, над которыми выдается восьмигранный высокий купол церковки. Широкие ворота чернеют своим отверстием среди белых домиков — то пристань Дафна, куда обычно пристают все пароходы. Левее, примерно в километре, виден громадный монастырь на самом берегу моря, окруженный роскошной зеленью. «Вон, вон наш Пантелеймоновский монастырь»,— указывает на него бывший уже здесь в 1923 году наш спутник, В. Н. Халаев. Пока еще вся эта сторона горы погружена в тень, но уже верхушка высокого хребта афонского озарена ярким светом».

7. В первый день по прибытии путешественники посетили Свято-Пантелеимоновский монастырь, который был начальным, средним и конечным пунктом их поездки. А между тем было еще много других святых мест Афона, в частности, Старый Руссик, Карея, Ватопед, Хилендарь, Симонопетр, Лавра Святого Афанасия, Ильинский скит. Пандократор и другие. Какие впечатления остались в душе юноши от этих встреч, каким увидел он тогда Афон и какие воспоминания вынес из этой поездки, читатель узнает из этой книги.

***

Как отмечает книжный обозреватель Саратовской митрополии Людмила Анатольевна Джумайлова, «эта книга для тех, кто любит Афон. На ее страницах описание той жизни монастырей и монахов, той нетронутой природы, которых сейчас уже нет. Но в ней живет дух этого удивительного места, по которому надо ходить пешком и с молитвой. Книга иллюстрирована современными видами Афонской Горы, ее приятно держать в руках, на разворотах обложки – карта Афона и гравюра 1889 года с изображением монастырей. После прочтения этой замечательной книги остается приятное ощущение наполненности чем-то добрым и благодатным». Эта книга предназначена для всех, кто интересуется русской церковной историей и историей русского монашества.

Телеканал "Союз"/У книжной полки