Письма в Небеса Обетованные

Автор: Солоницын Алексей Все новинки

Александр Сегень. Предстоятель

  • Автор обзора: Телеканал Союз

«Белый мрамор, золотые буквы. Белые цветы в обрамлении зеленых листьев. Белые лилии, гвоздики, хризантемы, но более всего — розы, кото­рые он так любил. Именно белые. Они каждый день в изобилии на его усыпальнице в Богоявленском Елоховском соборе. Белое. Чистое, как снег, новой шубой укрывший землю. Таково по­стоянное воспоминание об этом человеке, который был с нами, вел нас из мрака и вывел. И если бы не он, мы бы погибли в черном круговороте новой кровавой смуты. Белизна и чистота его патриаршего клобука, его седых волос, слегка курчавящихся, как узоры на морозном окне. Золотой серафим надо лбом. И сам он — как серафим, парящий над нами, глупыми и грешными. И душа его, белокрылым, белоснежным голубем воспаряющая над Нами и улетающая в небесную даль, к белоснежным облакам, выше и выше, к Небесному Престолу...» Такими словами открывается книга Александра Сегеня, посвященная 15 Предстоятелю Русской Православной Церкви – Святейшему Патриарху Алексию II. Книга вышла в свет при содействии двух издательств - Благовест и Вече, и называется – «Предстоятель. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II»



В этой книге представлен первый опыт жизнеописания Святейшего Патриарха Московско­го и всея Руси Алексия II. В фундаментальном труде автор Александр Сегень пытается осмыслить фигуру одного из ве­личайших Предстоятелей Русской Церкви на фоне значительно­го периода отечественной истории, связанного с тридцатыми годами, Великой Отечественной войной, послевоенным расцветом советской империи, ее паде­нием, становлением новой государственности, возрождением Русской Церкви. Сквозь бури и мрак, сквозь толчею событий человечества летит светлый луч, озаряющий мир, — луч жизни незабвенного Первосвятителя. Книга рассчитана на самый широкий круг — как православных читателей, так и всех, кто интересуется новейшей мировой историей. 

Как и положено при изложении жизнеописания, автор начинает свой рассказ с описания рода Ридигеров. Вот что он пишет: «Русский Патриарх с нерусской фамилией. Не Иванов, не Морозов, не Смирнов, не Павлов... Это добавляло ненависти его клеветникам. Но Ридигер — фамилия столь же «нерусская», как Багратион, Барклай де Толли, Витгенштейн, Крузенштерн, Беринг, Беллинсгаузен... То есть самая, что ни есть Русская, с большой буквы. Ибо тот русский, кто прославил Россию, а не тот, кто бьет себя в грудь и кричит: «Я — Иванов!» Лермонтов и Фет — тоже, кстати, не русские фамилии, а у Пушкина и вовсе прадед был негр.

То, что «русский» не понятие крови, а понятие духа, красноречивее всего показывают нам лучшие государи, в разные эпохи правившие нашим Отечеством. Спроси любого, кем был Александр Невский по национальности. Ответ будет однозначен: русский. Но если взять ро­дословную князя Александра Ярославича и выяснить, сколько именно русской крови текло в его жилах, невольно улыбнешься — в таком рассмотрении он был русским только на треть. Его дедушка Всево­лод имел много детей и за то получил образное прозвище — Большое Гнездо. А рожала ему этих детей дочь осетинского князя, «ясыня», то есть, осе­тинка, и, стало быть, Александр Невский — на четверть осетин. Еще на четверть Александр был половцем, поскольку его мать была дочерью Мстислава Удалого и дочери половецкого ха­на Котяна.

В общем, как повествует автор, много всего было «намешано в крови у русского героя — и род­ная славянская жила присутствовала, и осетинская, и половецкая, и греческая, да еще малые жилки — и английская, и австрийская, и шведская!.. А род Святейшего Патриарха Алексия II из Прибалтики. Ливония, земля обитания финно-угорского племени ливов, на про­тяжении веков переходила из рук в руки. Ею владел Ярослав Мудрый, основавший города Колывань и Юрьев, потом в XIII веке немцы, за­воевав Ливонию, стали называть ее Лифляндией, Колывань преврати­лась в Ревель, а Юрьев — в Дарбете, а позднее — в Дерпт. Теперь эти города носят эстонские наименования Таллин и Тарту. В начале XVII века Лифляндией завладели шведы. Вероятно, основатель рода Ридигеров тоже был швед, хотя его имя встречается и в немецком написании — Генрих Николаус, и в шведском - Хенрик Нильс. А фами­лия звучала и писалась иначе, нежели у его потомков, — Рюдингер (Ruedinger). Год рождения родоначальника не известен.

В 18 веке в России уже было три дворянских рода Рюдигеров, которые со временем стали называться Ридигерами. В интервью газете «Известия» Святейший Патриарх говорил: «Фамилия наша была в России очень хорошо известна. Правда, в той России — еще досоветской. Род российских Ридигеров ведет на­чало с екатерининских времен. Тогда курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер перешел в православие и под именем Федор Иванович стал основателем известного уже в России дворянского ро­да. Среди представителей его, например, граф Федор Васильевич Ри­дигер, государственный деятель, генерал, герой Отечественной войны 1812 года...» Вот лишь несколько слов о роде Патриарха Алексия 2, более подробно читайте на страницах этой книги. Мы же перейдем к следующей главе, в которой говорится о рождении будущего Предстоятеля.

Он появился на свет в субботу 23 фев­раля 1929 года по новому стилю. Крещение младенца состоялось в том же храме, где венчались его родители, о чем есть запись в приходской книге. Имя было дано в честь святого Алексея, человека Божия, память которого по Юлиан­скому календарю отмечается 17 марта. Он еще маленький, и его выносят из храма на свежий воздух, и отныне он сочетался со Христом в таинстве святого кре­щения. Его везут домой, чтобы скромно отметить важное событие Скромно потому, что вообще живут не пышно, а к тому же и Вели­кий пост на дворе. Во время застолья говорят о том, что в России опять начались гонения на Церковь, недавно там вышло постановле­ние об усилении антирелигиозной пропаганды в городе и деревне, вне закона поставлены религиозные объединения, а Церковь — под жест­кий контроль государства. А в Эстонии в пику стране Советов власти перестали притеснять Православие.
1-1000.jpg

Каким был Алеша Ридигер? Сам о себе он вспоминал: «И в детский сад я ходил, в школе учился — все это было. Случалось, и за косы дергал девчонок, и прятал куклы от младших сестренок — двоюрод­ной и троюродной. Потом вместе их находили, смеялись. А вот что касается рогатки... Ни разу в жизни ни из чего ни в кого не целился и уж тем более не стрелял. А вот хлеб убирал, картошку окучивал, в лес за грибами бегал... Мяч, конечно, гонял с ребятами — в школе. Как все, без особых претензий на «звездное» будущее. К тому же я в детстве часто болел ангиной, она дала осложнение на сердце, так что особо не побегаешь...» В общем, он был такой же мальчик, как все вокруг, веселый, озорной, не­множко избалованный вниманием любящих родителей и особенно ба­бушки Аглаиды. Но строгая мама не давала особо разбаловаться, умея ласково и одновременно без сюсюканья смирять детские капризы.

Кроме того, были игры в священника, появление своего духовника, первое в жизни Евангелие, паломничества по монастырям, в числе которых поездки на Валаам. «Рука Божественной судьбы Воздвигла здесь обитель рая, Обитель высшей чистоты!.. Обитель чудную, святую, Жилище избранных людей, Обитель сердцу дорогую, Обитель мира от страстей». Этот гимн валаамских монахов Алеша выучил наизусть еще 9-летним мальчишкой. С тех пор и на всю жизнь полюбились ему суровые на вид, но обладающие чистыми душами насельники Спасо-Преображенского монастыря на Ладожском озере. А особенно он полюбил простого монаха Иувиана, который стал другом Алёши Ридигера на долгие-долгие годы. Память о монахах Северной обители Патриарх Алексий хранил всю свою жизнь. И нет сомнения, что посещение Валаамского монастыря во многом определило и дальнейший жизненный путь будущего святителя. А жизнь Святейшего Патриарха Москов­ского и всея Руси Алексия II была богата событиями, тяжкими трудами и светлы­ми молитвами, великими поступками и небывалы­ми деяниями. И ее описание впервые предстает перед читателями в таком объеме и многообразии на страницах этой книги.


∗∗∗

По словам Александра Сегеня, главной задачей этой книги было показать величие и значение Святейшего Патриарха Алексия II, столпа Русского Православия на рубеже двух столетий и двух тысячелетий. Таким, как он, по мнению автора, в XIV веке был святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец, воспитавший Ди­митрия Донского. В честь него Патриарх Алексий был назван при монашеском постриге. Таким, как он в XIX веке был святитель ми­трополит Филарет (Дроздов), которому Патриарх Алексий стремился подражать всю жизнь и стал равновеликим ему. Он жил в разные эпохи, но он сам - целая эпоха в жизни нашего Отечества. Для истории конца XX - начала XXI веков Святейший Патриарх Алексий - спасение; глядя на него, - утверждает автор, - мы верили, что не все потеряно, и впереди - подлинное, а не декла­рируемое возрождение России.

В завершении программы снова обратимся к предисловию книги. А его незабываемый голос, это глас веры и правды, звук неба, по­сетившего землю. Легкая, самобытная неправильность в произнесении некоторых букв, будто в нем навсегда сохранился ребенок, так и не захотевший произносить все, как произносят взрослые.

Этот голос заставлял легкие души петь и радоваться, а души мрач­ные и черные — содрогаться. Слушая, каждый вспоминал, что тоже когда-то был чистым, наивным и светлым ребенком.

«Будьте как дети!» — завещал Спаситель рода человеческого.

«Не будьте детьми!» — внушает враг.

Слушая Святейшего, мы слышали первое.

Программа "У книжной полки" / Телеканал "Союз"

Теги: