Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

Алексей Солоницын. «Претерпевшие до конца»

  • Автор обзора: Телеканал Союз

 7bm.png

Как известно первыми русскими святыми, прославленными Церковью, стали благоверные князья Борис и Глеб. Именно их канонизация послужила примером для прославления в лике святых убиенного Императора Николая 2 и его семьи. По словам митрополита Ювеналия, «в богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово "страстотерпец" стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников». В программе "У книжной полке" на телеканал "Союз" представили книгу, посвященную как первым русским страстотерпцам Борису и Глебу, так и Царской семье, а также другим мученикам, пострадавшим в годы гонений 20 века. Книга вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Претерпевшие до конца».


В сборник избранных произведений Алексея Солоницына вошли повести, рассказывающие о духовном подвиге героев отечественной истории — от князей XI века Бориса и Глеба, первых русских святых, до простых монахинь Са­марского Иверского монастыря, принявших мученический венец в веке двадцатом. Все они прославили Господа, и их подвиг навеки запечатлен в истории Русской Православной Церкви. Открывает книгу повесть о святых благоверных князьях Борисе и Глебе. Первые страстотерпцы из русских мучеников, сыновья святого великого князя Владимира и царевны Анны. Святые Борис и Глеб не искали земной славы и власти, а возжелали Царствия Божия и правды Его и кротко, со смирением предали себя на убиение, избегая брато­убийственной распри и подавая пример ми­ролюбия и незлобия. Ведь сказано в Святом Евангелии: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, и погибли от рук его слуг. О том, как это было, и говорится в повести «Борис и Глеб».

Вторая повесть, вошедшая в книгу, называется «Я жажду». Она приоткрывает некоторые страницы из жизни великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, а именно – повествует о его последних днях перед смертью, о его страданиях и трудах. Достоевский всю жизнь был религиозной натурой, всю жизнь «мучился», по его выражению, мыслью о Боге. Особенно ярко эти мысли-размышления отразились в «Дневнике писателя», который в конце 19 века выходил в свет ежемесячными выпусками. На страницах этого журнала великий русский мыслитель писал о судьбах России и мира, и за десятилетия до 20 века предсказывал грядущие революции.

Много размышлял писатель и о душе русского народа. В частности, он писал: «Я желал бы только, чтобы поняли беспристрастно, что я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которых еще никто из нас не знает во всем объеме и величии их, как в святыню верую… И жажду лишь одного: да узрят их все. Только что узрят, тотчас же начнут понимать и все остальное». Читая о последних днях писателя, о его терзаниях и заботах, мы видим то, как сильно волновала его судьба России, а также современных ему молодых людей, которые восстали против монархической власти, пошли против Бога. Поэтому в повести параллельно говорится об одном из террористов, который жил в одном доме с Достоевским, и хотел познакомиться с великим писателем, но так и не смог. А кто знает, может разговор с Федором Михайловичем изменил его судьбу, а также и его участь. Ведь умер он в Петропавловской крепости, веруя в то, что он и его друзья совершают святое дело. Об этом говорится в повести «Я жажду».

Следующая повесть «Врата Небесные» содержит в себе предание о семи убиенных монахинях Самарского женского монастыря Иверской иконы Божьей Матери, принявших мученическую кончину на дне Волги. Семь христианских душ, семь судеб, семь историй о том, какими путями пришли эти мученицы в монастырь Благой Вратарницы. Они были закрыты в трюме баржи с пробитым дном, и последние часы их прошли в молитве и воспоминаниях. Вот как автор предваряет свой рассказ. «Заключенные сидят в полной темноте. «А вода-то теплая», — голос мягкий, певучий, его нельзя не узнать. Это сестра Евфросиния, она канонарх в монастырском хоре. Стоило голосу прозвучать, как сразу же тьма перестала пугать. «Помолимся, сестры», — голос схимонахини Феодоры звучит негромко, но твердо. Она старше всех. Сколько ей лет, никто не знает. Может быть, девяносто, а может быть — сто. О чем ее ни спросишь, все она знает. А сколько видела и слышала — часами можно слушать, и все не наслушаешься. «Евфросинья, начинай».

Сестра Евфросиния вздохнула, перекрестилась и, представив, что она стоит, как обычно, на клиросе и видит Иверскую Богоматерь в первом нижнем ряду иконостаса, запела: «Благослови, душе моя, Господа...» И голос ее, чистый и звучный, в котором так много искренности и силы, ударился о ветхие борта старой баржи, и не могли они удержать его. Голос вырвался из потемок трюма на волю и, ограж­денный лесом правого берега и кустарником острова, по­несся по реке: «Господи, Боже мой, возвеличился еси зело: во исповедание и в велелепоту облеклея еси...» Привычно стройно подхватили молитвенное пение все монахини, заточенные в трюме. Сколько их было тогда, на барже смерти — точно не­известно. Седмерица — число, состоящее из семи, в Правосла­вии означает полноту и совершенство. И наш рассказ — о семи монахинях, принявших му­ченический венец».

Далее следует повесть – «Земной ангел», которая рассказывает о жизни и смерти удивительной женщины, кото­рую еще при жизни называли Земным Ангелом. Как отмечает автор, «все в судьбе Елизаветы Федоровны было необык­новенно — и ее внешняя красота, и чистота души, и стремление с детских лет к жизни по Евангелию, и принятие России, которая стала ее Родиной. Нет, не второй, как говорят обычно в таких случаях, а первой, той, которую и искала ее душа, устремленная к Богу. Именно Православие открыло ей прямой путь к Го­споду. Именно в России и произошло ее восхождение ко Христу. Да, через крестные страдания, через смерть любимых людей. Но и во время самых тяж­ких испытаний, какие только себе можно предста­вить, в дни, когда, казалось, гибнет Россия, а с нею утрачивается и сама вера православная, Елизавета Федоровна не дрогнула, не покинула Россию, которая стала для нее домом Богородицы. Она стала русской матушкой Елисаветой, восшедшей на Русскую Голгофу, и прославленной во святых всей полнотой Русской Православной Церкви.

20622270_1394499603948423_5244791027388085992_n.jpg

Последнее произведение, вошедшее в этот сборник, называется «Взыскание погибших» и рассказывает о последних днях жизни и гибели Царской семьи. Не отступая от пути Спасителя, взошли на свою Голгофу святые страстотерпцы государь император Николай, государыня императрица Александра, це­саревич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, их приближённые и слуги. Повесть, основанная на подлинных исторических фактах, ставших известными в последнее время, дает возможность понять, почему в нашем народе стали так глубоко почи­таться царские мученики и почему они были прославлены Церковью как святые страстотерпцы. «Всякий раз, - пишет автор, - приступая к описанию жизни героев, ко­торых я полюбил всем сердцем, я более всего стремился к тому, чтобы это чувство передалось читателю. Я нигде не отступал от исторической правды, описывал события строго документально — будь то страницы жизни Федора Михайловича Достоевского, или Государя Императора Николая II, или других героев моей Родины.

Ни о какой «стилизации под старину», по словам автора, не могло быть и речи, ничто, отмечает Солоницын, не должно затруд­нять восприятие текста для современного читателя. Но в то же время, воспроизводя ту или иную историческую ситуацию, не обойдешься без примет времени — вот они-то, точно найденные, и дают живую картину. Побудительным мотивом для написания повестей, собранных в этой книге, всегда было личное открытие, которое удивляло, восхищало, а порой и обжигало сердце. Так, прочитав житие великих князей Бориса и Гле­ба, я, - пишет автор, - был поражен тем, что они дали себя добровольно убить во избежание междоусобицы, во имя мира на рус­ской земле. Оказалось, что наши герои, прославленные как первые святые, шли по пути Христа на жертвенный подвиг. Именно они были избраны русским воинством как небесные покровители. Об этом важно напомнить и сейчас, когда нам навязывают совсем иного героя.

***

В предисловии Алексей Солоницын пишет: «Каждую выбранную мной для повествования судьбу я стремился наполнить той теплотой сердца, которая и де­лает произведение художественным, заставляет читателя как бы реально присутствовать там, где находятся герои. Поэтому моя задача была не только просветительская, но именно художественная, ибо «от избытка сердца говорят уста», и тогда появляется возможность хоть немного по­нять, как человек преодолевает плотскую слабость, как в нем зреют силы для духовного подвига, когда вера вли­вает в него силы неземные и душа соприкасается с небом, Богом. И тогда становятся понятными Евангельские слова Христа о том, почему «претерпевший до конца спасется» (Мф. 24,13)».


Источник: Телеканал "Союз"

Теги: