Андрей Курбский
- Автор обзора: Александр Соловьев/Фома
М.: Никея, 2016. — 464 с.
Этот роман Николая Фуделя, впервые изданный в начале 90-х годов прошлого века, принадлежит к тому же древнерусскому циклу, что и «Великий князь Михаил Тверской», и тоже чрезвычайно старомоден. Однако все лучшее, что есть в традиции большого исторического романа, здесь есть: ненавязчивая беллетризация, незаметность анахронизмов и адекватный характеру персонажей психологизм.
Роман начинается с бегства Курбского из Московского царства и заканчивается его смертью. Блестяще переданные неспособность вписаться в чужую культурную среду, мучительные размышления о правильности своего поступка — все это составляет лучшие страницы романа и органично вписывается в разговор об эмиграции, ведшийся в нашей стране с семидесятых годов. Возникает сильное искушение приблизить Курбского к современности, объявив его «первым русским диссидентом», хоть это и вопиюще неправильно, и антиисторично. Нельзя не отметить, что образ царя-юродивого сконструирован автором тщательно и непредвзято, что не может не радовать: при описании подобного рода исторических фигур как никогда сильна опасность прибегнуть к трюизмам, заменив ими реальную сложность психологии и исторического контекста.
В целом, несмотря на пугающую актуальность романа (только недавно угасли жесткие споры о памятнике царю Ивану), еще раз хочется подчеркнуть, что прежде всего — это прекрасно написанный роман, который параллели с современностью, может быть, только обедняют.
Фома