Ангельские Силы

  • Автор обзора: Протоиерей Михаил Браверман

Ангелы наиболее близки к людям. Они исполняют и открывают Божью волю. Кто же они и чем отличаются от людей? — объясняет в энциклопедии «Православное богослужение» протоиерей Михаил Браверман.


Понятия «духовная жизнь» и «духовные потребности» в современном мире имеют очень широкий смысл. Но для людей, живущих в Церкви, духовная жизнь — это жизнь с Богом, и человек нуждается в Боге уже потому, что был сотворен для богообщения.

В человеке, согласно Библии, присутствует таинственный образ Божий. Между тем дать четкое и всеобъемлющее определение понятию «образ Божий» достаточно сложно. Ведь как, согласно одной из молитв литургии, «неизреченен, недоведом, невидим, непостижим» Бог, так непостижим и Его образ — человек. Но Божий образ усматривается в разумности, свободной воле, бессмертии души, господстве над творением и способности творить.

Прежде всего образ Божий являют духовные черты личности. Человек же состоит из плоти, души и духа. При этом душа находится между духом и плотью. И чем ближе она к духу, тем более человек приближается к Богу, так что и тело тоже освящается. А чем ближе душа к телу, тем ближе человек к животному. Дух в человеке — это и есть образ Божий, то, что дает нам возможность познавать Бога и верить Ему.

Человек находится на стыке двух миров: видимого и невидимого, материального и духовного. И, реализуя наше духовное призвание, мы приходим в дом Божий — храм — и обращаем к Богу молитву и славословие. Мы верим, что в храме во время богослужения незримо присутствует вся полнота Церкви: мы славим Бога вместе с Его святыми и Ангелами — Небесными бесплотными Силами.

Из Священных Писания и Предания мы знаем, что все Ангельские Силы разделены на девять чинов и находятся в определенной иерархии. Начиная с высших, это серафимы («огненные»), херувимы («колесницы», и потому Бог именуется «сидящим на херувимах), престолы (на них духовно, обилием благодати пребывает Бог), господства, силы, власти и начала, которые владычествуют над последующими чинами — Архангелами и Ангелами.

Душа человека словно находится между духом и плотью. И чем ближе она поднимается к духу, тем ближе Становится человек к Богу

Ангелы наиболее близки к людям. Они исполняют и открывают Божью волю (слово «ангел» означает «вестник») и сохраняют человека на путях его жизни.

Господь предупреждал, чтобы никто не пренебрегал достоинством человека: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на Небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

Бог сотворил ангельский мир раньше, чем людей, поэтому в первый день после воскресенья, посвященного главному событию в истории мироздания, мы прославляем Ангелов. Это нашло отражение в дневном прокимне, тропаре, кондаке, отпусте вечерни, утрени и литургии.

v.pngНам известны имена восьми высших Ангелов — Архангелов. Их имена заканчиваются на «ил», от слова «Эл» — «Элогим», что означает «Бог». Таким образом получается, что Михаил — это «тот, кто как Бог», Гавриил — «крепость Божия», Рафаил — «врачевание Божие», Уриил — «свет Божий», Салафиил — «молитвенник Божий», Иегудиил — «славитель Бога», Варахиил — «благословение Божие», Иеремиил — «возвышение Божие». Архангелы служат Богу и прославляют Его величие на Небесах, на земле служит Богу человек, и во время Божественной литургии мы вместе с ангельским миром составляем единый славословящий Бога хор!

Когда-то пророку Исаие в видении было дано узреть сидящего на престоле Господа, при этом шестикрылые серафимы пели Ему: Свят, свят, свят ГосподьСаваоф! (Господь небесных воинств) вся земля полна славы Его! На этих словах основано «Трисвятое» — молитва, которая читается на всех службах и поется на утрене и литургии. Прежде ее исполнения на литургии священник молится, чтобы Господь «сотворил входу святых Ангел быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость». На литургии во время Херувимской песни Церковь призывает нас, по примеру внимающих Богу Ангельских Сил, сосредоточить все внимание на происходящем в храме. В просительной ектении мы молимся о даровании нам «Ангела мирна, верна наставника и хранителя душ наших».

Ангелы не обладают таким телом, как человек, но, как мы знаем из Писания, они являлись праведникам в человеческом облике и на иконах изображаются в виде юношей, а крылья за их спинами символизируют возможность быстро и беспрепятственно исполнять волю Бога.

Два Архангела, Михаил и Гавриил, обычно изображаются на диаконских дверях.

cv.png

Архангелы Михаил и Гавриил

Гавриил принес с Небес весть о Воплощении Сына Божьего. Собор Архангела Гавриила отмечается на следующий день после Благовещения — 8 апреля. Согласно Преданию, Гавриил, возвестивший Деве Марии о рождении Спасителя, впоследствии уведомил Ее о предстоящем Успении. Если Гавриил иногда изображается держащим в руке райскую ветвь или белую лилию — символ духовной чистоты Девы Марии, к Которой он был послан Богом, то Архангел Михаил на иконах держит меч или копье, ведь он называется Архистратигом, то есть военачальником. Учение Церкви говорит, что грех, прежде чем поселиться в сердце человека, стал причиной падения части Ангелов, не сохранивших своего достоинства и превратившихся из вестников света в темных духов злобы. Об этом в последней книге Писания, Апокалипсисе, образно сказано:

И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

Падение произошло из-за гордыни, желания стать на место Бога и быть вместо Бога, и потому гордыня, в церковном сознании, — это не чувство собственного достоинства, но болезненное состояние духа — крайний эгоизм и отсутствие любви. Духовная битва, выигранная на Небесах, переместилась на землю, она идет в человеке и за человека. И Ангельские Силы помогают нам, апостол называет Ангелов служебными духами, потому что они служат нашему спасению.

Собор Архангела Михаила совершается 21 ноября, а 19 сентября вспоминается чудо в Хонех, при котором Архангел спас от разрушения язычниками христианский храм.


Источник: Никея

Теги: