Аскетика для мирян
- Автор обзора: Николай Дегтерев, «Православное книжное обозрение»
Рецензия журнала «Православное книжное обозрение» на книгу Тита Коллиандера «Узкий путь».
В церковной среде постоянно идут разговоры о книгах, которые проливали бы свет на аскетическое делание для людей, живущих обычной жизнью — не монахов, людей, у которых есть семьи, работы, увлечения и так далее. На огромном православном книжном рынке сейчас можно найти практически всё: сочинения святых отцов, жития святых, толкования Священного Писания… Человеку некнижному в таком море продукции легко потеряться. И еще легче потеряться, если пытаться жить по тем указаниям о духовной жизни, которые некоторые святые отцы давали для своих собратьев-монахов в далекие-далекие времена.
Действительно, жизнь по «Добротолюбию», преподобному Иоанну Лествичнику, даже святителю Игнатию (Брянчанинову) в современных условиях представляется трудно осуществимой: не только внешние условия мешают человеку отдаться духовной борьбе, описанной в аскетической литературе, но и сам человек — немощный, заваленный работой, огромным количеством всевозможной информации — не может понести даже десятой доли того, что советуют святые отцы. Да что говорить о древних (и не очень) отцах, если даже такая книга, как «Современная практика православного благочестия» Н. Е. Пестова, представляется какой-то трудноосуществимой.
В этих условиях огромную важность приобретают книги, подобные «Узкому пути» Тита Коллиандера. Сразу же оговорюсь, эта книга вовсе не снижает моральные, аскетические требования к человеку: быть христианином что в древние времена, что в новые — всегда было и будет сложно. Но по сравнению с другой аскетической литературой у этой книги есть несколько преимуществ именно для современного человека.
Но прежде нужно несколько слов сказать об авторе. Писатель с такой трудной для русского уха фамилией, как Коллиандер, тем не менее — русский писатель. Он родился в 1904 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его проходили в северной столице и Финляндии. Семья его и он сам испытали многие перипетии трудной жизни первой половины ХХ века. Тит много занимался литературным трудом, а 1930-е был одним из самых плодовитых писателей, поселился в Эстонии. Тогда же огромное впечатление на него произвел Псково-Печерский монастырь, они с женой впоследствии присоединились к Православию.
Тит Акимович окончил духовную семинарию, преподавал Закон Божий в некоторых шведских лицеях Хельсинки (после возвращения в Финляндию). Первое издание «Узкого пути» произошло в 1952 году на шведском языке. Скоро книга эта была переведена на многие европейские языки, в том числе на русский.
Собственно, самое первое преимущество «Узкого пути» по сравнению с другой аскетической литературой — его краткость. Это небольшая книжка, даже брошюра. Все темы, столь важные для аскетики, тут даются очень кратко (что тем не менее не отражается на полноте их раскрытия). Эту книгу можно прочитать за один присест — правда, стоит учитывать, что чтение подобных книг предполагает вдумчивость, а может, и выписывание важных цитат. Но в любом случае у «Узкого пути» очень удобный формат для современного человека: такую книгу можно читать везде и довольно скоро.
Второе преимущество — язык. Это очень чистый, грамотный литературный язык, понятный любому. Здесь нет как архаизмов, столь характерных для «православной стилистики» прежних веков, так и современного жаргона (иногда популярного в современных проповедях, что резко снижает планку христианского проповедничества). По таким книгам можно учиться не только христианству, но и владению языком.
Особо в отношении литературных достоинств книги хотелось бы отметить следующее. Одной из характерных черт стиля книги являются частые сравнения, аналогии. Этот способ проповеди известен с древнейших времен, в частности, он встречается и в Евангелии. При построении аналогий очень важно, чтобы они были понятными, легко представимыми. Аналогии Коллиандера как раз такие. Вот пример: «Ты не внесешь дорожной пыли в ту комнату, которую хочешь держать в порядке; поэтому не загромождай твое сердце сплетнями и разговорами о проходящих дневных событиях». Или: «Кто хочет дышать свежим воздухом и наслаждаться солнечным светом, открывает окно. Было бы бессмысленно сидеть при спущенных шторах и говорить: “Нет света, нет воздуха, нечем дышать”. Пусть этот пример пояснит тебе действие молитвы на нас. Сила Божия и милость всегда и повсюду доступны всем, но приобрести их можно, лишь желая этого и живя в вере».
Еще один важный момент — автору удалось найти нужную интонацию. Часто в проповедях, говорящих о нравственной жизни человека, приходится встречаться либо со слишком «грозной» (которая запугивает), либо со слишком «всепрощающей» (которая фактически очень низко опускает планку ответственности) интонацией. Коллиандеру же удалось найти ту «золотую середину», которая так важна в подобного рода книгах. Это интонация сопереживания, побуждения, одновременно лишенная жалости и попустительства и наполненная любовью к человеку.
Тематически книга фактически повторяет (по-другому, впрочем, и быть не может) другую аскетическую литературу. Брошюра разделена на несколько глав. Первые главы говорят о постановке цели, об отречении от собственной воли, о переносе внимания с внешнего мира на внутреннюю жизнь. После идут главы, посвященные молитве, посту, взаимодействию с внешним миром.
На некоторые темы автор хочет обратить особое внимание. Например, уже вторая глава книги повествует «о недостаточности человеческих сил». Надежда на свои силы, слишком ревностные подвиги очень характерны для тех, кто в неофитском порыве вступает на путь духовной борьбы. Автор предупреждает: «Наблюдай тщательно за собой, ты увидишь, что ты связан желанием исполнить свою волю, и только свою; этим твоя свобода ограничена, <…> будь твердо уверен, что ты сам не можешь сделать ничего доброго, и если появится у тебя стремление к добру, то знай, что это не твое: оно исходит от Источника добра».
Одна из глав говорит «о подавлении желания к самоугождению»: «Ты должен вырвать самый корень жалости к себе, и тогда ты поймешь, что то, что тебе сейчас кажется невыносимым, есть именно то, что тебе на пользу». Далее следуют и конкретные примеры, которые так необходимы (не меньше, чем, так сказать, «теоретическая часть») в аскетической литературе: «Будет ли тебе польза в том, что ты станешь спать на твердой постели, но вместе с тем наслаждаться в ванне? Или стараешься избавиться от курения, но не обуздываешь свой язык? Или, побеждая болтливость, читаешь захватывающие романы? Или не читаешь романов, но даешь волю мечтаниям и сладострастной грусти?»
На самом деле, почти в каждой главе (а главы эти небольшие, всего пара страниц) есть как ссылки на святых отцов, так и примеры, что значительно облегчает восприятие и понимание материала. И изложение этого материала — не скучно, доступно.
Лапидарный стиль Коллиандера не лишен афористичности, автор точен в формулировках. Некоторые его выражения хочется запомнить наизусть. «Тот, кто боится стать гордым, слеп, потому что не видит, что он уже горд»; «сокровенный путь святых: не давай себе свободы, и ты будешь иметь ее»; «итак, восстань, но сделай это сейчас же!»; «узкий путь не имеет конца, его свойство — вечность». Эти и другие фразы можно было бы выписывать и дальше.
Книга Тита Коллиандера — большая находка для человека, который всерьез решил заняться борьбой со своими страстями, мешающими ему быть с Богом. Она не только кратко и доступно объяснит ему всю «механику» этого действия, но и поддержит его, ободрит и подвигнет к дальнейшим свершениям.
НИКОЛАЙ ДЕГТЕРЕВ, журнал «Православное книжное обозрение»
УЗКИЙ ПУТЬ
Коллиандер Т.
М.: Издательство Сретенского монастыря, 2017. — 120 с.
ИС Р17-714-3296
ISBN
978-5-7533-1343-0