Краткое изложение Ветхого Завета

Автор: cвященник Иоанн Бухарев Все новинки

Бабушка, а почему?

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Бабушка, а почему? или Разговоры с внуками: педагогические заметки
  • Автор книги: Калюжная Лариса

М.: Издательство Сретенского монастыря, 2016. — 224 с.


Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, была написана благодаря появлению на свет Божий двух мальчиков, внуков автора издания - Ларисы Ильиничны Калюжной. Когда родился первый из них, Лариса Ильинична и ее дочь, филолог по образованию, завели толстую тетрадку и стали записывать в нее все наиболее значимые события из жизни маленького человека. Самое занятное, смешное и удивительное началось тогда, когда он заговорил. Вскоре родился второй маленький человек, и появилась вторая тетрадка. Из этих дневниковых записей и выросли рассказы, которые составили книгу, выпущенную в свет издательством Сретенского монастыря. Она называется - «Бабушка, а почему? или Разговоры с внуками».

1. Автор книги - Лариса Ильинична Калюжная - родилась в 1947 на Псковщине, в семье учителей. Окончила Ленинградский политехнический институт и Богословско-педагогические православные курсы при Санкт-Петербургской духовной академии. Является преподавателем воскресной школы при храме Святого пророка Илии на Пороховых в Санкт-Петербурге. Рассказы и статьи Ларисы Ильиничны публиковались в газетах «Православный Санкт-Петербург», «Чадушки», «Правило веры», в журнале «Фома». Она дважды становилась победителем всероссийского литературного конкурса «Семья — ковчег спасения» в программе «Святость материнства». В 2010 и в 2015 годах стала соавтором в большом трехтомном издании «История России в семейных традициях».

2. В предисловии этой книги Лариса Ильинична пишет: «О создании православного уклада жизни в нашей семье пришлось всерьез задуматься тогда, когда в ней появились сначала один, а затем, спустя три с половиной года, и второй малыш. Можно даже сказать, что этот уклад стал потихоньку выстраиваться как-то сам собой, но по мере взросления детей появилась необходимость сознательного влияния на этот процесс, наступило время размышлений и поисков. Трудностей на этом пути, как признается автор, было много. «Главная из них состояла в том, что из четырех взрослых членов семьи заботу о православном воспитании детей могли взять на себя только двое: их мама и бабушка, то есть я, - рассказывает Лариса Ильинична. - Муж моей дочери ходил в церковь крайне редко, да и то в основном для того, чтобы поставить свечу о здравии или о упокоении кого-то из близких, а мой муж в то время и вовсе не был крещен…»

3. Здравый смысл подсказывал, что перенести православный быт, царивший в семье маленького Ванечки из моей любимой книги «Лето Господне» Ивана Шмелева, в нашу современную семью никак не получится, как бы нам этого ни хотелось…Тем не менее, как отмечает автор, было понятно, что, учитывая реальное положение дела, все же необходимо выстраивать быт семьи и внутрисемейные отношения так, чтобы они содействовали духовному воспитанию детей, спасали их от безверия мира. Этот семейный опыт совместного с детьми возрастания в православии Лариса Ильинична попыталась отразить в «Размышлениях о православном укладе жизни современной семьи» - они составили первую часть книги. И в рассказах «Бабушка, а почему?», в миниатюрах, представляющих собой подлинные записи разговоров с внуками, составивших вторую часть издания.

4. Но, прежде чем, говорить о значении традиций бытового благочестия в христианском воспитании детей, Лариса Ильинична предлагает выяснить, каковы их возможности и особенности развития. «Очень многие родители, - говорит автор, - недооценивают младенческий период жизни своего ребенка, считая его несмышленышем, но именно в этом возрасте дети очень легко поддаются обучению, их душа впечатлительна, доверчива и мягка. Ребенок в возрасте до трех лет впитывает огромное количество информации, фактов, впечатлений на сознательном и подсознательном уровне. Благодать Таинств невидимо воздействует на ребенка в младенческом возрасте, когда в нем еще не пробудилось сознание».

5. Лариса Ильинична вспоминает забавную историю, которая произошла с ее наблюдательным четырехлетним внуком. Автор рассказывает: «Пришли мы с ним в церковь. Причастились. Нам дали запивку и кусочек святого хлебца. Потом малыш съел просфорочку, которую я ему припасла. Основательно запил ее святой водой, еле оттащила его от крана. Получили антидор. Вышли на улицу, он и говорит: «Бабушка, мне в храме дали столько всего святого, что я того и гляди ангелом стану»». Таким образом, как отмечает автор в своих педагогических заметках, «то, что ребенок видит и слышит в младенчестве, остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего детства. Светлые воспоминания из детства могут благотворно повлиять на поступки человека в будущем».

6. Для примера, Лариса Ильинична приводит еще случай, происшедший с сыном-подростком ее добрых знакомых. Вечером он собрался пойти в нежелательную для родителей компанию сверстников. Было понятно сразу, что никакие уговоры и тем более запреты не помогут, а только укрепят его решимость. Для подростка вообще характерно восстание против авторитета родителей. И тогда папа с мамой как бы невзначай в разговоре между собой упомянули, что сегодня вечером они собираются лепить пельмени. Это была их семейная традиция, в которой сын с малых лет принимал деятельное участие. Покрутившись немного возле вешалки с одеждой, он остался дома. И главная причина, по которой подросток остался дома, не в том, что он хотел есть.

7. Скорее всего, - говорит автор, - это произошло потому, что с раннего детства у него в памяти ярко запечатлелась теплая семейная традиция совместного делания. Как это приятно и радостно, когда папа и мама никуда не убегают, не торопятся, а сидят рядышком и они все вместе дружно лепят пельмени. Уют домашнего очага, чувство защищенности очень важны для подростка, который уже мог столкнуться с холодной жестокостью внешнего мира, улицы. Помимо того, совместное дело может быть привлекательно для ребенка и еще по одной причине. Это общение. Дети с огромным интересом слушают рассказы из жизни своих родителей, воспоминания, почерпнутые из семейного архива.

8. С детьми надо разговаривать, - отмечает Лариса Ильинична, - это порождает доверительные отношения между родителями и их чадами. Если в личных взаимоотношениях произойдет понимание, то мы сможем передать ребенку истинные ценности, и тогда у нас появится надежда, что внешние ценности: телевизор, видео, улица окажутся для него менее значимыми. Подробнее о сочетании бытового и духовного, а также, как это воплощалось в ее собственную жизнь, автор рассказывает далее на страницах книги.

***

Эта книга, по словам издателей, может оказать помощь в деле воспитания детей в духе православной веры. Читается она легко, благодаря тому, что истории в ней — не выдуманы, а приключались в реальной жизни. Автор, бабушка двух внуков, рассказывает обо всем искренне, с мягким юмором, но и с чувством огромной ответственности за души вверенных ее попечению детей. Как отмечает Лариса Колюжная, влияние духовных событий, прожитых детьми вместе с семьей, – огромно. Эти драгоценные воспоминания детства могут очистить и спасти их в будущей жизни. Если мы прикладывали труды по духовному воспитанию детей, когда они были еще маленькими, мы можем надеяться, что эти усилия не пропадут, что Господь возрастит то, что посеяно, и из этого созреют добрые плоды.

Телеканал "Союз"/У книжной полки