Христос - моя крепость

Автор: Улыбышева Марина Все новинки

Бедность и богатство

  • Автор обзора: Анна Шепелева/Радио "Вера"

Дочитывая уникальную в своём роде книгу Сергея Шарапова и Марины Улыбышевой «Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства», и дойдя до одной из последних глав под названием «Не оскудеет рука дающего», – я в тот же день наткнулся в интернете на примечательный ролик.

На зарубежное видео из серии самодеятельных социальных экспериментов.

Итак, два юноши подали бомжу, стоящему на обочине автобана, невероятную милостыню – сто долларов, и решили проследить за тем, как он распорядится свалившимся на него богатством. Каково же было их удивление, когда из супермаркета, куда поспешил бездомный, он вышел не с богатыми запасами спиртного, но с пакетами всевозможной еды, которой и начал одаривать таких же несчастных, обитающих на соседних улицах. Изумлённые экспериментаторы открылись своему герою, а тот простодушно объяснил им, что своё поведение он считает вполне естественным, что не поделиться, мол, было никак нельзя. Мне даже показалось, что молодые люди почувствовали себя пристыжёнными. Ещё бы: ведь оказалось, что исключительное для кого-то может быть… нормой.

«…Благотворительность ни в коем случае не должна рассматриваться богатыми, как некий “нравственный налог” на них, должную плату за то, чтобы к ним не имели претензий, уважали и прочее. Важно понимать, что делиться – это нормальная потребность нормально развитого человека (кстати, и богатого и бедного). Если мы видим в жизни, как определённые грехи приводят не только к страданию, но и к ущербу человеческого здоровья, то можно сказать и так: благотворительность, став духовно-нравственной потребностью души, – это фактор, обуславливающий счастье и здоровье человека. Как застаивается вода в колодце, если из него не берут воду, так и богатый, если не будет жертвовать частью своего богатства, начнёт испытывать давление этих излишков на свою психику, на свою судьбу, на свою жизнь. Многие богатые люди это прекрасно понимают. И тут дело даже не в том, много или мало денег ты будешь вкладывать в благотворительность, дело в душевном движении, в готовности идти путём сострадания и милосердия…»

Приступая к этой книге – а нам из неё читал сейчас Виктор Попов (студия «Благословение») – я поначалу думал, что исследование «Бедность и богатство» обладает особой ценностью именно для состоятельных людей, а точнее, для тех, обозначенных в подзаголовке «православных предпринимателей», – которые у нас, слава Богу, начали появляться.

…Однако, изучив главы о труде и его плодах, о русских купцах и меценатах, об отношениях работодателей с работниками, о собственности и соработничестве Творцу, я понял, что передо мною – своего рода «катехизис», могущий помочь любомучеловеку, ищущему Богообщения, разобраться с одной из самых болезненных проблем нашей жизни.

Обилие евангельских цитат, исторических и житийных примеров, а порою даже – и анекдотов, похожего на притчи, – всё укладывается тут в копилку глубоко духовнойтемы, с которой нам всё время приходится разбираться. Труд Сергея Шарапова и Марины Улыбышевой оказывается в этом деле добрым и ценным помощником.

Однако не всё из главы «Не оскудеет рука дающего», откуда нам сегодня читали, вошло в аудиоверсию этой объёмной книги. Моя вторая «закладка», развивающая тему благотворительности осталась только в бумажной версии. Вот она, читаю:

«…А теперь несколько слов скажем не о дающих, а о принимающих. А есть ли вообще тут проблема, спросите вы? Замечено, то, что человек получает незаслуженно, сверх той меры, которую отмерил ему Господь, не приносит ему не только пользы (идёт, так сказать, прахом), но и наоборот – вредит: портит человека духовно, умножает его грехи. Иногда можно наблюдать, как, получив в одном месте, человек вдруг тут же теряет в другом, как будто его «незаконное» приобретение нарушает некую мировую гармонию и справедливость, которая тут же стремится к равновесию. Отсюда следует вывод, получение помощи, это такая же ответственность, как и её оказание. Только об этом почти никогда не говорят, а жаль…»

Вослед двум – только двум, из чуть ли не двадцати – заложенных мною в эту книгу закладок, упомяну, что главы «Богатства и бедности» впервые публиковались на сайте Донского монастыря, игумен которого когда-то одним из первых обратил внимание будущих авторов на общественную нужду в подобном, несомненно, благодарном труде.


Радио "Вера"

Теги: