Бегство из мегаполиса

  • Автор обзора: АННА ШЕПЕЛЁВА, журнал «Православное книжное обозрение»
  • Книга: Удивительные истории Петра Петровича
  • Автор книги: Малягин Владимир

bert.jpg

Рецензия на книгу писателя Владимира Малягина «Удивительные истории Петра Петровича, рассказанные им самим» опубликована в журнале «Православное книжное обозрение».


Сергей Есенин в одном из стихотворений 1920 года назвал себя «последним поэтом деревни». И именно здесь, многое в своем творчестве предчувствовавший, оказался не прав! Певцы ее, в стихах и прозе, были и после: Николай Рубцов, Валентин Распутин, Василий Белов, Борис Екимов, Федор Абрамов… Продолжил эту тему и Владимир Малягин, выпустив книгу «Удивительные истории Петра Петровича, рассказанные им самим». Книга вышла в издательстве «Даниловский благовестник», главным редактором которого является сам писатель, более известный не как прозаик, а как драматург и сценарист (в 1990-е годы, кстати, написавший для МХАТ имени Горького пьесу о Есенине).

Собственно, о 90-х годах века, теперь уже прошедшего, и рассказывает Малягин в своей повести. Точнее о том, как в самый разгар этого, как принято говорить, лихого времени некий Петр Петрович Свечкин, вполне себе успешный московский литератор, меняет трехкомнатную московскую квартиру… на дом в маленьком подмосковном поселке, куда и переезжает вместе с многочисленной семьей. Вроде бы от столицы не слишком далеко — всего-то 60 километров, однако, по представлениям москвичей, самая что ни на есть глубокая провинция. Этот оригинальный поступок семьи Свечкиных, неординарный в глазах других настолько, что паспортистка, выписывая семейство из столичной квартиры, долго не решалась поставить печать на документ, и стал стержнем сюжета книги. Книги, можно осмелиться предположить, во многом автобиографичной. Совпадений между книжным, но, по признанию Владимира Малягина, невыдуманным Петром Петровичем Свечкиным и его автором по ходу чтения обнаруживается немало. И тот, и другой родом из Сибири, оба — литераторы, драматурги. В одной из глав, ближе к финалу, Петр Петрович принимает предложение возглавить крупное монастырское издательство.

В своих «историях» Владимир Малягин затрагивает ставшую популярной в современной литературе тему дауншифтинга. В качестве литературной параллели здесь вспоминается прежде всего такой известный современный текст, как «Елтышевы» Романа Сенчина, «семейная сага», в которой семья, также переехавшая в лихие 90-е в провинциальную деревню, попадает в некое инфернальное пространство и постепенно вырождается и гибнет. Семейство же Петра Свечкина наоборот, адаптируется, быстро обживается и даже преуспевает.

Проблематику побега из большого города, с его скученностью, катастрофической ограниченностью личного пространства и неорганичностью пространства социального, помещена в центр романа в очерках «Москва-bad. Записки столичного дауншифтера» Алексея Шепелёва, одного из современных писателей поколения того же Сенчина. «В современной Москве нормальному человеку жить невозможно» — примерно такое резюме делает дауншифтер 2010-х годов, записки которого с историями Малягина роднит особый авторский взгляд — все же не такой негативистский, как в «Елтышевых» — с идущим от Гоголя и другой русской классики юмором. Свечкины же бегут не столько от мегаполиса, быт в котором их более-менее устраивает, сколько от реалий наступившей эпохи, пресловутого «беспредела» 90-х и прочих примет того времени.

Примечательно, что о жизни на вольном и чистом воздухе, на «своей» земле, Свечкины подумывали и раньше. И все же сама история переезда из Москвы в сельскую местность описывается Малягиным в главе с красноречивым названием «Свечкины прыгают в прорубь», имея в виду тот ошеломляющий эффект, который этот переезд, пусть и запланированный и тщательно подготовленный, произвел на жизнь всей семьи. Автор не идеализирует события и говорит о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в начале нового деревенского бытия. Например, пробки по пути в Москву, где продолжал работать глава семьи и скорое его увольнение с работы из-за систематических опозданий. Или водопровод, хоть и централизованный, но в котором вода была чрезвычайно редкой гостьей. Однако герои Малягина не приходят в ужас от утраты столичного комфорта и столкновения с обычными реалиями глубинки. Автор придал Свечкиным спокойную философичность, способность мыслить глобально. Когда кругом покой и тишина, простор, чистый воздух, которым дышат их дети вместо столичного дыма и смога, стоит ли паниковать из-за проблем? Водопровод починили, Петр Петрович нашел работу в журнале, на которую ездить в Москву нужно было всего лишь раз в неделю. Не случайно на протяжении всего повествования ненавязчиво, но вполне определенно Малягин подчеркивает веру Свечкиных в Бога, их воцерковленность. Веру, которая проявляется в делах, в отношении к жизни и ее проблемам. В соседнем селе Свечкины помогали восстановить храм, собрали там церковный хор. Именно вера, по мысли автора, во многом помогает представителям этой необычной «ячейки общества» заслужить авторитет у местных жителей, с которыми Свечкины постепенно знакомятся. Аборигены проникаются к добровольным «дауншифтерам» доверием как раз потому, что те сделали свой выбор между столицей и селом в пользу последнего: «Соседям, конечно, нравилось и то, что нашлись москвичи, которые так критически отнеслись к своей московской жизни и, наоборот, совершенно некритически и даже слегка восторженно относятся к жизни их».

Интересны портреты этих соседей, подробно и выпукло выписанные автором в очерковой главе «Местные жители». Леонид, бывших морской механик, на торговом судне исходивший полмира, а потом на своем «запорожце» изъездивший страну от Кольского полуострова до Байкала и Кавказа, любящий на досуге разглядывать в телескоп далекие звезды. Сельский батюшка отец Сергий, родившийся и выросший в здешних краях, знающий в округе каждый камень, каждую тропинку. Директор совхоза Иван Петрович, с тревогой всматривающийся в бесперспективное будущее села. Свечкины, отмечает автор, органично вписываются в это окружение, они не глядят на него свысока как приезжие из столицы интеллигенты, а искренне желают стать его частью и со временем ей становятся.

Владимир Малягин с сожалением рассуждает об укоренившейся тенденции считать городскую жизнь на порядок выше деревенской: «Деревня впитывает чуть ли не с молоком матери сознание: город выше! Городской человек развитее! Городская деятельность приносит настоящие плоды!.. И вообще, все самое главное происходит в городах, особенно — в столицах. Это сознание второсортности деревни насаждалось долгие десятилетия, а то и столетия. Оно привилось». Несмотря на риторичность, его высказывание очень верное. Например, писатель развеивает этот стереотип превосходства города, когда пишет об учениках сельских школ, которых по два-три человека в классе, но которые, в отличие от многих городских сверстниках думают, прежде чем ответить.

Такое высвечивание глубинных, на беглый взгляд постороннего наблюдателя, не заметных ее деталей роднит «Удивительные истории» с только что вышедшей повестью «Мир-село и его обитатели», которая является как бы продолжением эскапистского «Москва-bad’a» и в которой тема образования и культуры села является одной из ключевых. Как и в «Мире-селе», у Малягина люди, живущие в деревне, представляются куда более счастливыми, чем обитатели городских многоэтажек.

Учитывая все это, неожиданным может показаться финал истории: Петру Петровичу предлагают работу в известном монастырском издательстве, они с супругой организуют в Москве театральный кружок и неожиданно находятся добрые люди, фактически дарящие Свечкиным… квартиру в столице! Казалось бы — мы снова там, откуда начали. Ради чего же тогда были написаны все предыдущие главы? Автор уверен: вовсе не напрасно. Даже не став в итоге сельскими жителями, Свечкины получили бесценный опыт любви — к земле, к ближним. Научились принимать Божью волю. В устах же самого главного героя смысл этого опыта звучит так: «Господь нас проверял. Испытывал нас… Он захотел, чтобы мы отдали все, что имели тогда, и из Его руки приняли то, что Он для нас приготовил. Он захотел взять у нас нашу старую жизнь — и дать нам другую».

И все же финальным главам книги недостает четко сформулированной обыденной аргументации — почему семья все же покинула горячо любимый поселок, почему Петр Петрович не мог работать как прежде, решая основные вопросы по телефону и выезжая в Москву раз или два в неделю? Хотя очевидно, что это не главное в книге, у читателя вполне могут возникнуть подобные вопросы.

Достоинством текста можно назвать оригинальный авторский стиль — по марк-твеновски ироничный, легкий для восприятия, что особенно важно, учитывая, о каких серьезных вещах Владимир Малягин решил поговорить с современным читателем.


АННА ШЕПЕЛЁВА, журнал «Православное книжное обозрение»

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ПЕТРА ПЕТРОВИЧА, РАССКАЗАННЫЕ ИМ САМИМ И ЗАПИСАННЫЕ ВЛАДИМИРОМ МАЛЯГИНЫМ

Малягин В. Ю.

М.: Даниловский благовестник, 2017. — 192 с.

ИС Р16-614-0555

ISBN 9785891016040

Теги: