Белые платочки
- Автор обзора: Телеканал "Союз"
У книжной полки. Михаил Сизов. Белые платочки. О женской доле и Божьей воле
Наверно, неоднократно многим из нас приходилось слышать такую фразу, сказанную предположительно Патриархом Алексием I: «Белые платочки спасли Церковь в годы Советской власти». Смысл ее, тут никто не поспорит, в том, что именно православные женщины в годы жесточайшего атеизма спасали храмы и монастыри от закрытия, а Церковь от уничтожения. Они, не боясь властей, не прекращали молиться и ходить на богослужения, вопреки всему крестили своих детей и внуков, помогали гонимым священнослужителям. И надо сказать, что редко кто из них жаловался на свою нелегкую женскую долю, ведь во всём они полагались на Господа, на Его святую волю. О женщинах, сохранивших Православную веру в атеистическом мире, рассказывает журналист Михаил Сизов в книге, которая так и называется – «Белые платочки. О женской доле и Божьей воле». Об этой книге и ее авторе – далее в нашей программе.
«Иной раз нечаянная, ничем не примечательная встреча отпечатывается на долгие годы...». Такими словами начинается первый из рассказов Михаила Сизова, человека, исколесившего Россию, а более всего, свою северную сторонку вдоль и поперек. И сколько же встреч за это время было у него, случайных и не случайных, не сосчитать. А за каждой встречей своя судьба, своя жизненная история. Из таких историй составляется мозаика, представляющая собой масштабную картину, на которой мы видим нашу многострадальную Родину в ее величественной, духовной красоте. И неизменным ее украшением является русская женщина, которая, как сказал Некрасов, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». А верующая женщина еще и храм из руин восстановит.
О таких вот верующих женщинах повествует автор книги. О себе Михаил Сизов рассказывает следующее: «Как видно из книги, родился я на Севере, у Белого моря. Когда в 1988 году закончил ленинградский журфак и остался в Ленинграде работать, друг позвал в Сыктывкар, в Республику Коми - и я с радостью поехал, там тоже Русский Север. Работал в газете "Молодежь севера", где было здорово - длительные командировки в самые дальние уголки республики, возможность публиковать художественные очерки. Когда начался перелом в стране, газета пожелтела, и я уж думал бросать журналистику. Но тут Господь указал на иное. В 1990 году местная власть в лице Комитета по печати и епархия, куда входили Архангельская, Мурманская области и Коми АССР, учредили "духовно-рекламную" газету "Вера"-"Эском". Духовник мой иеромонах Трифон (Плотников), ныне он архимандрит, благословил сделать эту газету православной. И мы пошли туда - я замредактором, друг мой редактором.
Потом, как рассказывает автор, в редакцию газеты подтянули еще двух друзей, выпускников ленинградского журфака. И 1 января 1991 года вышел первый номер "Веры". Страна рушилась, и друзьям, выпускающим эту газету, хотелось что-то сохранить, собрать крупицы православной народной жизни. Ездили по деревням и городкам Русского Севера - Архангельская, Вологодская, Вятская и др. земли, общались с теми женщинами и бабушками, которые без храмов и священников (их просто не было) хранили православие. Каждое лето Михаил с другом устраивали экспедиции - на велосипедах, лодках, пешком, и так же общались с народом. Писали дорожные очерки (об этом в частности, автор рассказывает в очерке «Вишневый садик крестной»).
Проработав в газете «Вере-Эском» 25 лет, Михаил Витальевич вышел на пенсию и вернулся в Санкт-Петербург, где четыре года был собкором газеты. В местном издательстве "Амфора" ему предложили написать художественные рассказы на материале его путешествий. «Я, - говорит автор, - взялся, было, но стало стыдно перед реальными людьми, на "материале" которых писательствовать захотел. В общем, фантазировать не стал, а составил книгу из реальных историй с реальными именами и событиями. Они не менее интересны, чем, если бы выдумал из головы. Более того, некоторые истории я бы и не смог сам придумать, фантазии бы не хватило - жизнь ведь удивительная штука. Вот так вышли "Белые платочки"».
Стоит отметить, что книга получилась по-настоящему интересной, жизненной. Ее героини – коми-старушка из глухой таежной деревушки, живущая в ожидании своих детей, которые не спешат к ней приехать. Впереди у нее – несколько лет одиночества и смерть. Но ее утешение - в Господе. Людмила, главная строительница стройной церквушки о двух куполах, освященной в честь великомученицы Варвары и стоящей сейчас на берегу Беломорканала. Повариха, приехавшая из Америки, чтоб остаться в России навсегда и трудиться на обычном церковном приходе. Крестная Наталья - старая дева, жених которой погиб в первую германскую. Автор помнит ее одетой во всё чёрное, а дома - «целую стену в тёмных иконах, украшенных цветной фольгой...». «От крёстной, - пишет автор, - остались у меня одна тетрадочка да смутные детские воспоминания. И когда встречаются мне старые девы, православные бабушки-молитвенницы, то вглядываюсь, пытаясь по ним восполнить портрет тёти Наташи. Ведь все они плоды одного древа».
Еще одна история поведает о трех старицах-недумах, с которыми автор и его друг познакомились во время своего очередного паломничества на велосипедах. Усть-Недума – так называется село, расположенное в Лузском районе Кировской области. Как повествует автор, земля эта в древности называлась «Лузской Пермцой, и обитали в ней древние коми (пермяки). В отличие от вычегодских пермяков, крещённых в XIV веке святителем Стефаном Пермским, лузяне долгое время оставались под влиянием язычества — пока не появился в их пределах пустынник, святой Леонид Устьнедумский. В 50-летнем возрасте явилась к нему во сне Божия Матерь и велела идти в Холмогорский уезд Архангельской области, в Моржевскую пустынь — взять там Её икону Одигитрии и перенести на реку Лузу. И, построив храм в честь её, оставаться при нём до кончины.
Немало трудов пришлось понести святому старцу, прежде чем осуществилось веление Божией Матери: надо было прокопать канал, чтоб осушить болото. А расстояние: «от реки Лузы до Чёрного озера, от Чёрного до Святого озера, а затем до Чёрной речки». В ходе работы старца ужалила змея. «Ноги подкашивались, голова кружилась. Монах поступил просто: решил не думать о болезни, а уповать на Промысл Божий и заступничество Богородицы. За тяжёлой работой смертельная болезнь незаметно отступила. По этому случаю вырытый канал он назвал Недумой-рекой, отчего и обитель стала называться Устьнедумской. В акафисте этому святому поётся: «Радуйся, с иконой „Одигитрия" на реку Лузу пришёл еси и ту водворился еси... Радуйся, край сей глухой и болотный освятил еси. Радуйся, диких пермцев просветителю!» До сих пор мощи этого святого «покоятся под спудом на месте его подвигов». О нем и о других праведниках Лузской земли и узнали путешественники от трех стариц-недум.
Следующий из очерков рассказывает о блаженной Любушке Сусанинской, к которой автор отправился в 1992 году. Эту историю Михаил Сизов начинает так: « Когда представляешь, как неохватно и духовно богато наше Православие, то видится огромный Храм до неба. За главными воротами его совершается Божественная литургия, православный люд причащается Святых Таин, всё там сверкает неземным благолепием. Рядом с этими воротами другая дверь — за ней в уединении молится монах. Рядом ещё одна — там покои архиерея-вероучителя. Тут же в двух шагах вход под высокие своды древлехранилища, где собрана книжная премудрость... Не охватить глазами, сколько в Храме разных дверей и дверок, и все они распахнуты настежь: входи, человек, спасай свою бессмертную душу! А вот ещё одна, необычная калиточка. Ведёт она в низкую каморку, в тесный чуланчик. Там живёт Любушка юродивая». Блаженная отошла ко Господу в 1997 году, но автору посчастливилось познакомиться с этой удивительной подвижницей. И его рассказ о ней представлен на страницах этой книги.
Сколько еще удивительных историй поведает автор читателю, открывшему эту книгу. Расскажет о земле нашей русской, которую любит всей душой, о народе, столько претерпевшем, но сохранившем человеческое лицо. Лицо, которое светлеет, когда человек думает о Боге, когда он молится. Расскажет о маме, потому как мамы, по словам автора, они «не совсем наши», они - «исконная часть народа, общей истории». Как отмечают издатели, любая из коротких историй, записанных Михаилом Сизовым, могла бы стать основой рассказа или повести. Но автору очень дороги эти люди, поэтому он рассказывает о них так, как было в реальности, с сохранением имён и названий. В каждой православной женщине, в каждом «белом платочке» он видит образ родной сестры и матери — России.
Телеканал "Союз"