Белый Ангел Москвы
- Автор обзора: Телеканал Союз
Ольга Рожнёва. Преподобномученица Елисавета Федоровна.
19 октября (1 ноября по новому стилю) 1829 года на далеком Севере России родился мальчик. Через несколько лет он стал любящим и сострадательным пастырем, отцом Иоанном Кронштадтским, всю свою жизнь посвятившим Богу и людям, ждущим его помощи. А спустя 35 лет в Дармштадте в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории родилась дочь. При рождении ей дано было имя Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, в семье называли просто Эллой. В 1884 году она вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, сына русского императора Александра II, и стала великой княгиней в далекой России. Так же, как и святой Иоанн Кронштадтский, Елизавета Федоровна всегда спешила на помощь страждущим людям, и за неустанные подвиги милосердия ее назвали «Белым Ангелом Москвы». Сегодня, в 153 годовщину со дня рождения святой матушки мы предлагаем вашему вниманию книгу Ольги Рожнёвой, которая вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и называется «Преподобномученица Елисавета Федоровна».
Преподобномученица Елисавета Федоровна (Романова) — великая княгиня царствующего дома Романовых, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. В одном из писем к своей сестре, принцессе Виктории, Елизавета Федоровна отмечала: «Господни пути являются тайной, и это поистине великий дар, что мы не можем знать всего будущего, которое уготовано для нас». Еще она говорила: «Ныне трудно найти правду на земле, затопляемую всё сильнее и сильнее греховными волнами; чтобы не разочароваться в жизни, надо правду искать на небе, куда она ушла от нас». «А мне, - признавалась Великая княгиня императору Николаю II, - на этой земле Господь заповедал благодатный труд, который я должна исполнить. Только Ему дано знать, хорошо ли я исполню его, плохо ли, но я буду стараться изо всех сил. Я вложу свою руку в Его и бесстрашно пойду вперед, сколько бы испытаний и наветов не приготовил для меня этот мир». «Я хочу трудиться ради Бога и в Боге для страждущего человечества...»
Замечательные слова из уст великой матушки, которая стала настоятельницей Марфо-Мариинской обители, возведённой в самом центре столицы, в Замоскворечье, в 1909 году. Собрав в обители тех, кто хотел вместе с нею отдавать силы Богу и людям, Елисавета Фёдоровна не покладая рук трудилась, светя миру деятельной любовью и черпая силы в молитве ко Господу, Богоматери и святым угодникам Божиим. А истоки этой жертвенной жизни мы находим в ее детстве. Как пишет Ольга Рожнёва, «Мать Эллы, будущей великой княгини Елизаветы Федоровны, принцесса Алиса Гессенская и ее бабушка королева Виктория были незаурядными личностями и необыкновенно сильными женщинами. Принцесса Алиса, выйдя замуж за немецкого герцога, вынуждена была столкнуться с привередливостью немцев, не очень охотно принимавших английскую принцессу. Тем не менее, она на протяжении девяти месяцев возглавляла парламент и развернула широкую благотворительную деятельность: основанные ею богадельни действуют в Германии по сей день. Ее силу характера унаследовала и Элла.
На формирование духовного облика великой княгини Елизаветы, по собственному ее признанию, оказал также большое влияние образ родоначальницы герцогов Гессенских, Елизаветы Тюрингенской, которая прославилась делами милосердия. В честь нее она была названа при рождении. Девочка воспитывалась в глубоко верующей христианской семье. Дети не были избалованы излишествами, привыкли к самой простой одежде и еде. Жизнь их проходила по строгому порядку, установленному матерью, с ранних лет они учились ведению домашнего хозяйства. Девочки сами выполняли домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Принцесса Алиса, мудрая и нежная мать, сумела внушить своим детям любовь к ближним. Она внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на основе христианских заповедей. Дети, как и родители, с ранних лет постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома инвалидов. Девочки привозили с собой большие букеты цветов, ставили их в вазы, разносили по палатам больных.
Элла, будущая княгиня Елизавета, с детства любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. У нее был живописный дар, и всю жизнь она много времени уделяла этому занятию. Любила классическую музыку. Все, знавшие Елизавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. Протопресвитер Михаил Польский в своей книге «Новые мученики Российские», написанной в 1949 году, писал об этой семье: «Глубоко благочестивая протестантская семья, давшая нам двух великих женщин — императрицу и ее сестру, — имела широкий созерцательный дух, который оказался близким даже православному богослужебному строю. Елизавета Федоровна говорила потом про свою третью сестру, гостившую у нее: "Ирена ни в чем не находит такого наслаждения, как в православном богослужении, и особенно в Успенском соборе. Мы с нею не пропускаем ни одной воскресной утрени". Вот ответ подлинных протестантов нашим отщепенцам-сектантам, именующим себя также протестантами и ожесточенно отвергающим православное богослужение».
В детстве девочка пережила несколько трагедий. Когда ей было девять лет, ее трехлетний брат Фридрих упал с балкона и разбился насмерть на глазах у матери. Когда девочке исполнилось двенадцать, в Дармштадте началась эпидемия дифтерита, и заболели все дети в семье, кроме Елизаветы. Их мать великая герцогиня Алиса самоотверженно ухаживала за больными детьми и просиживала все ночи у их постелей. Но страшная болезнь не знала пощады, и вскоре умерла младшая сестра Елизаветы, четырехлетняя Мария. Вслед за ней заболела и в возрасте тридцати пяти лет умерла сама мать семейства. Так закончилась для Елизаветы пора детства. Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на земле — путь креста. Юная Элла всеми силами старалась облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.
Протопресвитер Михаил Польский писал: «Великая княгиня Елизавета Федоровна была редким сочетанием возвышенного христианского настроения, нравственного благородства, просвещенного ума, нежного сердца и изящного вкуса. Она обладала чрезвычайно тонкой и многогранной душевной организацией. Самый внешний облик ее отражал красоту и величие ее духа: на ее челе лежала печать прирожденного достоинства, выделявшего ее из окружающей среды. Напрасно она пыталась иногда под покровом скромности утаиться от людских взоров: ее нельзя было смешать с другими». На двадцатом году жизни Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, сына русского императора Александра II, брата императора Александра III.
В 1891 году великокняжеская чета обосновалась в Москве: Сергей Александрович получил назначение на должность генерал-губернатора. В тот год великая княгиня впервые основательно занялась благотворительностью. Автор-составитель вновь приводит слова отца Михаила Польского, который вспоминал о благотворительной деятельности Елизаветы Федоровны следующее: «В Москве все очень быстро усвоили навык постоянно на нее опираться, ставить ее во главе новых организаций, выбирать в патронессы всех благотворительных учреждений, и к началу японской войны она уже была хорошо подготовлена для того, чтобы сыграть главную роль в великом патриотическом движении, в котором приняло участие все русское общество, постоянно заботясь о раненых солдатах как в госпиталях, так и на фронте, вдали от их домашних очагов. Великая княгиня была вполне поглощена этой работой, она всюду успевала, заботилась обо всем том, что могло восстановить силы и предоставить всякие удобства солдатам. Не забывала она и духовные нужды русских людей, посылала им походные церкви, снабжала всем необходимым и для совершения богослужений».
Мученическая кончина Великого Князя Сергия была главной причиной ухода Елисаветы Фёдоровны из мира, с его суетой и развлечениями, и принятия ангельского образа – выбора монашеской стези. «Великая Княгиня приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом на Большой Ордынке в Москве. Здесь она основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, посвященную святым женам-мироносицам Марфе и Марии. В основу устава обители был положен устав монастырского общежития. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы, - служение Господу через ближнего своего». Такой была сама святая Елизавета Федоровна, до последних минут своей жизни не прекращавшая молитвенного обращения ко Господу и служившая ближним из последних сил.
***
Великая княгиня Елизавета Федоровна говорила: «Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым. Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив». «Разве трудно оказать участие человеку в скорби: сказать доброе слово — тому, кому больно; улыбнуться огорченному, заступиться за обиженного, умиротворить находящихся в ссоре; подать милостыню нуждающемуся... И все такие легкие дела — если делать их с молитвой и любовью, сближают нас с Небом и Самим Богом». Своей жизнью преподобномученица Елизавета доказала истинность этих слов, оставив нам великий пример христианской любви, веры, преданности Богу. Она стала одной из любимейших святых 20 века и ей посвящается эта небольшая книга.