Беседы на Евангелие от Луки

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Беседы на Евангелие от Луки
  • Автор книги: протоиерей Олег Стеняев

М.: Издательство Сретенского монастыря, 2022. — 512 с., ил.


«Наша задача при изучении любого текста Нового Завета – иметь святоотеческое понимание этого текста», – пишет известный проповедник, миссионер, духовный писатель, публицист протоиерей Олег Стеняев. В издательстве Сретенского монастыря вышла его новая книга – «Беседы на Евангелие от Луки», в которой автор цитирует самые значимые и интересные толкования святых отцов на третье синоптическое Евангелие, дает культурно-исторический комментарий и приводит примеры из своей богатой пастырской и миссионерской практики для лучшего понимания той или иной мысли. Эту книгу отца Олега мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.


1. Итак, это книга бесед протоиерея Олега Стеняева посвящена Евангелию от Луки. Автор вместе с читателем совершает увлекательное путешествие в евангельский текст, заостряет внимание на непреходящих проблемах и вызовах, актуальных и для человека времен Иисуса Христа, и для современного христианина, показывая, как знание Священного Писания помогает выстроить верные ориентиры в жизни. Почему автор выбрал для бесед именно Евангелие от Луки? Существует немало толкований на Евангелие от Матфея и на Евангелие от Иоанна, и в меньшей степени на Евангелие от Луки. А ведь именно оно содержит подробности, которых нет в других Евангелиях. Можно предположить, что эти сведения евангелист Лука получил от ближайшего окружения Господа Иисуса Христа – от Самой Пресвятой Богородицы.

2. Как пишет автор, церковная традиция устанавливает, что евангелист Лука был соработником и сотрудником апостола Павла. Предание на основании Писания повествует, что он был врачом. В послании к Колоссянам апостол Павел сообщает: Приветствует вас Лука, врач возлюбленный (Кол. 4, 14)). Он занимался целительством людей с помощью врачебных знаний и, конечно же, с помощью молитвы. Ибо и они (врачи, как говорится в Священном Писании) молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сир. 38, 14). Только в Предании содержатся сведения, что он был первым иконописцем, написавшим образ Пресвятой Девы Марии, ставший каноническим для разных христианских групп. Первые образы дошли до наших времен в списках, последующие иконописцы делали копии с оригиналов.

3. В Толковой Библии А.П. Лопухина об апостоле Луке сообщается следующее: «Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей (Евсевия Кесарийского, Иеронима, Феофилакта. Евфимия Зигабина и др.). родился в Антиохии. Имя его, по всей вероятности, представляет собой сокращение римского имени Луцилий. Был ли он по происхождению иудей или же язычник? На этот вопрос отвечает то место из Послания к Колоссянам, где апостол Павел отличает Луку от обрезанных (кол. 4, 11-14) и, следовательно, свидетельствует о том, что Лука был родом язычник. Можно с уверенностью предположить, что, прежде чем вступить в Церковь Христову, Лука был иудейским прозелитом, так как он очень хорошо был знаком с иудейскими обычаями.

4. Когда и как он обратился ко Христу неизвестно. Предание о том, что он принадлежал к числу семидесяти апостолов Христовых, не может быть признано заслуживающим доверия ввиду ясного заявления самого Луки, который не включает себя в число свидетелей жизни Христа. Он выступает в первый раз спутником и помощником апостола Павла во время второго миссионерского путешествия Павла. Это имело место в Троаде, где, может быть, до этого и жил Лука. Затем он был с Павлом в Македонии и, во время третьего путешествия, в Троаде, Милете и других местах. Он сопровождал Павла и в Рим. Сравнительно позднее предание сообщает о его мученической кончине; его мощи, по свидетельству Иеронима, при императоре Констанции перенесены были из Ахеи в Константинополь».

5. Почему же недостаточно было одного Евангелия, но понадобилось написать четыре Евангелия? Это, по мнению автора, связано с тем, что в Законе Божием сказано: любое слово верно при устах двух-трех свидетелей. Так, во Второзаконии мы читаем: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело (Втор. 19. 15). Об этом говорит и апостол Павел: При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово (2 Кор. 13. 1). Действительно, говорит отец Олег, даже в любом суде, когда устанавливается очевидность какого-то события, свидетельство одного человека считается недостаточным. Свидетельство даже двух человек не совсем достаточно. Писание определяет двух-трех свидетелей. Поэтому четыре свидетельства это свидетельство сверх меры, то есть достаточное количество свидетелей.

6. Однако, как отмечает автор, если строго оценивать всех евангелистов, то настоящими свидетелями могут считаться только Матфей и Иоанн которые были непосредственно учениками Иисуса Христа и свидетельствовали о том, что было от начала, что слышали, что <...> видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1. 1). Евангелист Марк был уже христианином второго «поколения». По преданию, он сотрудник апостола Петра. А Лука - христианин третьего «поколения», он сотрудник апостола Павла (сам Павел был христианином второго «поколения»). Предание определяет, что Евангелие от Марка - это записанные Марком проповеди апостола Петра, так как Марк был соработником Петра, а проповеди святых апостолов это и есть Евангелия, которые мы читаем. Они рассказывали о том, что видели, слышали, осязали, так как они были самоочевидцами Слова.

7. Таким образом, Евангелие от Марка, по сути, является Евангелием от Петра, так как с его слов Марк составил свой текст. Следовательно, Евангелие от Луки представляется как «Евангелие Павла. Как говорится в Толковой Библии А.П. Лопухина, еще в древнее время было высказано предположение, что евангелист Лука, как спутник апостола Павла, изложил «Евангелие» именно этого апостола. Хотя это предположение очень вероятно и сходится с характером Евангелия Луки, который, по-видимому, намеренно выбирал такие повествования, которые могли доказывать общую и основную мысль Евангелия Павла о спасении язычников, тем не менее собственное заявление евангелиста на этот источник не указывает». Сам же Павел говорит о себе, что он ходил в Иерусалим и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое им язычникам. Без сомнения, он общался и с Пресвятой Девой Марией, так как некоторые фрагменты Евангелия от Луки явно записаны с Ее слов.

***

Как уже отмечалось вначале, в святоотеческой литературе существует немало толкований на Евангелия от Матфея и от Иоанна, в меньшей степени на Евангелия от Марка и от Луки. Экзегетическая традиция немного обходила вниманием эти тексты. Хотя есть святоотеческие церковные сборники, где давались истолкования этих Евангелий в их отдельных фрагментах. Их и использует в своих беседах протоиерей Олег Стеняев, которые предлагаются читателю в этой книге. Беседы, написанные в разговорной форме, затрагивают широкий круг нравственных, религиозных, культурных вопросов и будут интересны как людям, впервые приступающим к чтению Священного Писания, так и тем, кто хочет глубже понять евангельский текст.

Телеканал "Союз"/У книжной полки