Болезни и верующий
- Автор обзора: Полина Митрофанова
- Книга: Болезни и верующий, пер. с греч.
М.: Никея, 2016. — 56 с.
В наши дни, вопреки потрясающему прогрессу в сфере медицины, больных становится все больше и больше, появляются новые недуги. Почти каждой семье знакомо испытание болезнями, поэтому очень полезно нам рассмотреть причины болезней и то, каким образом мы можем к ним отнестись духовно, чтобы извлечь из этого пользу для нашей души. Этой теме посвящена книга афонского иеромонаха Григория, ученика преподобного Паисия Святогорца, вышедшая в издательстве Никея. Она называется
«Болезни и верующий».
1. Это книга продолжает серию изданий афонского иеромонаха Григория, которая знакомит читателя с сокровищницей святоотеческой литературы. Слова святых отцов, обращенные к обычному человеку с его повседневными заботами, близки и понятны каждому. Простым языком автор излагает основы духовной жизни: избавление от страстей, исполнение заповеди любви, необходимость участия в церковных таинствах. Эта книга серии говорит о духовном смысле болезней. Автор рассказывает о том, как принять болезнь со смирением и благодарностью, превратив ее в лекарство для души.
2. Итак, каковы же причины болезни? Как говорит автор, болезни обычно являются следствием нашей греховности. Такой вывод можно сделать из слов Спасителя к расслабленному у купальни в Иерусалиме после чудесного его исцеления: Вот, ты выздоровел; не греши больше (Ин. 5: 14). Из этих слов мы узнаем, что свою болезнь расслабленный приобрел вследствие своих грехов. То же значение имеют слова Господа к другому расслабленному в Капернауме: Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9:2). Господь, зная хорошо, что болезнь тела была следствием болезни души, то есть греха, излечил сначала душу расслабленного, дав ему отпущение грехов, для того, чтобы далее последовало и исцеление тела.
3. Святитель Иоанн упоминает недуг Каина как один из первых примеров болезни вследствие греха. После убийства брата тело Каина начало трястись. «Действительно, – говорит святитель, – источник, и корень, и мать всех зол – грех. Он расслабляет наши тела; он производит болезни». В другом месте Златоустый святитель нам объясняет более подробно: «Грех есть тяжкое зло, убивающее душу. Когда это зло усиливается, оно распространяется и на тело. Это происходит потому, что, когда в нас сильно страждет душа, мы остаемся бесчувственными, а когда тело получает хоть малое повреждение, то употребляем все усилия, чтобы излечить его от недуга, потому что чувствуем боль. Поэтому Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части (то есть тела) и высшая получила какое-нибудь врачевание (то есть душа)».
4. Действительно, - говорит автор, - болезни огорчают человека, смиряют его и напоминают о Боге. Обращаясь в немощи своей к Богу, человек вместе с врачеванием тела обретает и врачевание души. Святитель Иоанн отмечает также, что «испорченность души есть причина болезней телесных, и тому доказательством служит тот расслабленный, который был в болезни тридцать восемь лет, и тот, которого спустили на одре, разобрав кровлю». Тем более что «если самая смерть, утверждение болезней, имеет своим корнем и началом грех, то тем более многие болезни». Но, как отмечает автор, кто-то может задаться вопросом: почему же не все таким образом наказываются? Ведь мы видим многих порочных людей, которые хорошее имеют здоровье и в крепости сил наслаждаются благоденствием.
5. Святитель Иоанн, отвечая на этот вопрос, говорит, что мы должны еще более оплакивать этих людей, которые, хотя и грешат, не наказываются. «То, что они здесь ничего не терпят, есть залог тягчайшего наказания в другой жизни. То, что происходит здесь, есть вразумление, в другой жизни – наказание». Вероятно, говорит автор, здесь мы должны также отметить, что не следует нам ни в коем случае судить о душевной болезни человека по тяжести его телесного недуга. Во-первых, мы не знаем настоящей причины его болезни. Во-вторых, душа человека и тем более судьбы Божии нам неведомы. Только Господь знает, что полезно для души, и посылает каждому крест по силам. В любом случае терпение в испытаниях, которые попускает нам Бог, не только очищает душу от зла, но еще и приносит неисчислимую пользу человеку.
6. На вопрос: Все ли болезни являются следствием наших грехов? - автор отвечает: Конечно, нет. Иногда Господь попускает болезнь для воспитания или освящения Своих любимых чад. Как сказано в «Ответе святого великого старца Варсонофия к новоначальному брату, который был болен и не мог терпеливо переносить сей скорби», «бывает болезнь, которая посылается для испытания. А испытание это дается, чтобы сделать нас достойными чадами Божиими. Муж, не испытанный искушениями, остается неопытным и незрелым. Испытанный же бедствиями бывает опытен и искусен, как и золото, очищенное огнем. Потому что от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5: 4–5) того, кто ее имеет». В этих случаях человек своим терпением приобретает небесную награду.
7. Есть и другие причины болезней, о которых далее говорит автор. Рассматривает он и пользу, которую приносят нам болезни. Болезнь, пишет отец Григорий, – это посещение Божие, это выражение Его любви ради исцеления нашей души от болезни греха. «Бог дает болезни для здоровья души», – говорит преподобный Исаак Сирин. Согласно богоносным святым отцам, эта польза заключается в отеческом человеколюбии Божием, Который с любовью и мудростью находит способ излечить нашу больную душу. Болезни, так же как и другие страдания, которые попускает Бог в нашей жизни, являются, как пишет святитель Феофан Никейский, «лекарствами для нашей души и для искоренения укрепившегося в ней в течение долгого времени греха; эти лекарства имеют в себе горечь и неприятны, но зато обладают силой большей, чем все иные средства (пост, бдения и прочее), вылечить душу».
8. Духовную пользу телесных болезней опытно переживали все святые нашей Церкви. Именно поэтому, когда Господь посещал их болезнью, они просили не избавления от нее, но сил ее претерпеть. Святые не только радуются в своих болезнях, потому что знают о пользе, которую от них получают, они даже волнуются, когда долгое время пребывают здоровыми! Мы читаем в «Отечнике»: «Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: „Оставил меня Господь мой и не посетил меня“». Об отношении к болезни старец Паисий говорил: «Духовно здоровый радуется своей болезни. Больной духовно – страдает от нее!»
***
Как отмечает автор, человек получает пользу от испытания болезнью, когда относится к этому духовно. Тогда он благодарит Бога, Который, как добрый отец, удостоил его Своего воспитания, вспоминая пророческие слова: кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч. 3: 12). Также и слова апостола: Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? (Евр. 12:7). Человек вручает себя Промыслу Бога, единственного Врача душ и телес. О духовном отношении к болезни и о последующем Божественном утешении говорит автор на страницах этой книги.
Телеканал "Союз"/
У книжной полки