Будем готовы

  • Автор обзора: Александр Орлов

Ещё за несколько недель до Великого поста многие из нас собираются провести предстоящее время более собранно, внимательно, как бы не поддаваясь всему окружающему информационному давлению. Нам хочется прочесть Евангелие, Псалтырь, канон святого преподобного Андрея Критского, поговорить с душой. Но вот настало долгожданное Прощёное воскресенье, и понеслись к святому Господнему воскресению дни и ночи, и кажется, что ничего из желаемого ты не успел. Все твои грёзы о великопостных трудах ежедневно уничтожает действительность. Самые светлые мысли, чувства, слова будто кто-то коварный и изощрённый хочет похитить. Проходит время Великого поста, наступает радость Пасхи, мы ждём праздника Преображения, и в радости торжества мы полагаем, что не наступило нашего личного духовного преображения, что всё также мы затравлены повседневной суетой. Но словно прерывая наши мыслительные процессы самим своим названием книга «Действуй сегодня» митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина) призывает нас не заниматься самокопанием и самоуничижением, а идти вперёд. В своей книге автор показывает нам путь к освобождению души, говорит, что рабские оковы времени разбиваются о слово вечности. В своей гордыне современный человек, подчинивший всё своё краткосрочное существование достижениям и самоупоению незаметно становится невольником тлена. Ему стыдно быть рабом Господа, которого как он ошибочно полагает он никогда не видел, но он радостно становится слугой, а впоследствии и рабом прогресса во всём его многообразии. 

Владыка Климент в главе «Пока ещё есть время» пишет: «Раскрывая тему Своего Второго Пришествия, Христос приводит притчу о Хозяине и Его рабе, которому поручена забота о слугах (см.: Мф. 24, 45-51). В ситуации альтернативного выбора человек может проявит себя либо верным и благоразумным, либо злым рабом. Но для современного человека быть чьим-то рабом, пусть даже и рабом Христа, неприемлемо». Это меткое наблюдение автора свидетельствует о неизжитом наследии атеистического государства, в котором совсем ещё недавно жили мы с вами. Владыка Климент знает о духовных язвах общества и предлагает пастырский рецепт сердечного врачевания. Словно о всех нас Владыка Климент пишет о одном артисте балета: «В самом деле, его рабы не только трудятся на пределе физических возможностей, они ещё и многого лишены. Им доступны вкусная еда, алкоголь, развлечения, свободное распоряжение своим временем, потому что все их силы, помыслы, желания, посвящены балету. Завидная верность! Однако её можно понять, ведь человек видит плоды своего «рабского» труда и наслаждается ими: славой, восхищением зрителей, несмолкающими овациями…» Это ли незнакомо всем нам, хотя стоит упомянуть, что есть и те, кто трудится, не получая воздаяний. 

У каждого из нас свой балет жизни, и нам знакомы духовные пируэты и душеные кабриоли, сценические падения, наблюдательное молчание окружающих, и закулисная тьма, но тьма будет нескончаемой, если кто-то не будет проявлять заботу о нас. И это бремя в данной книге берёт на себя автор. Причём, следует отметить, с классической и одновременно индивидуальной лёгкостью перемещается он во времени, скользя между людьми и столетьями. Так в первой книжной главе «Вступление. Пробный камень» он, подготавливая читателей к путешествию во времени, объясняет суть слова "притча": «Словом «притча» в Священном Писании названы два рода поучений, различаемые в греческом тексте Библии. Один род – «паримиа» - означает афоризм, выражающий краткую форму благочестивой жизни. К ним относятся притчи Соломоновы. Другой род притч – «параволи» - представляет собой повествование с законченным сюжетом, раскрывающим неочевидное понятие, труднообъяснимую закономерность на простых примерах и образах. К ним принадлежат евангельские притчи, в которых Христос раскрыл духовные законы бытия». Но уже в финале повествования мы словно оказываемся в текущем времени, читая: «… для простого пользователя непонятно, как работает компьютер. Если он будет сидеть возле включённого компьютера и думать: «Как же он работает, и какую пользу может мне принести эта железяка? - то вряд ли надумает что-то путное. Для того, чтобы понять принцип работы компьютера и какую пользу можно от него получить, нужно взять инструкцию, познакомиться, а затем включить компьютер и учиться на нём работать. Так и в духовной жизни. Надо пробовать молиться, пусть и через «не могу», потому что без молитвы христианства не бывает. Ведь христианство – это причастность к Богу, живая связь с Ним, и молитва – средство, которое налаживает и поддерживает эту связь». Так от евангельских притч Спасителя, которым более двух тысяч лет, мы приходим к архиерейским притчам от современника. Зачем такая забота нужна? Сам Владыка Климент отвечает уже во второй главе «Время жизни – посевная пора»: «Цель земной жизни человека – обрести вечную жизнь в Царствие Небесном. К ней надо идти ежедневно, ежеминутно. В этом деле не бывает отпуска или выходных. Что же конкретно надо делать сегодня, чтобы спастись? С чего начать и как узнать, что ты на правильном пути? Где взять «инструкцию», которая бы нам всё разъяснила? Сам Господь даёт человеку «инструкцию к спасению»». Тем, кто захочет узнать содержание спасительной «инструкции» за авторством Иисуса Христа, в чутких и заботливых пояснениях Владыки Климента надо прочесть книгу «Действуй сегодня», в которой так много известного и скрытого от нас, ведь именно со страниц этой книги к нам обращается святитель Иоанн Златоуст: «Книги Священного Писания даны нам по нашему нерадению: если бы мы были истинными детьми Божиими, мы бы имели непосредственное единение с Творцом и Сам Господь – Бог Слово научал бы нас. Так Бог научал преподобную Марию Египетскую», и апостол Иоанн Богослов: «Помазание, которое вы получаете от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему», и святители Амвросий Медиоланский, Филарет Московский, святые преподобные Исайя Отшельник и Серафим Саровский, блаженный Августин, святой праведный Иоанн Кронштадтский, архиепископ Иоанн (Шаховский), и многие другие чьи имена и наставления веками зажигают спасительный свет в сердцах землян.


Но есть в этой книге и ещё немаловажный мировоззренческий вектор, делающий её доступнее и возводящий читателя на новую интеллектуальную ступень. Это происходит спокойно и трогательно: «Картина Рембрандта «Блудный сын» воспроизводится в финальной сцене фильма Андрея Тарковского «Солярис». Пережитое в космических странствиях избавляет героя от рационализма, и он возвращается домой другим человеком, способным сопереживать, любить людей, а не абстрактное человечество, ценить и бояться потерять то, что ему дорого». Именно так происходит невидимое на первый взгляд пастырское служение автора, который раскрывает духовные секреты современного литературоведения, являющегося залогом подлинного искусства во всех ипостасях. И этому есть подтверждения в этой книге: «Так и блудный сын, сполна хлебнув жизни без отца, никогда не захочет вернуться к свиным рожкам. Но пока покаяние не совершилось и человеку нужен не Сам Бог, а те блага, которые Он может даровать, происходит то, о чём написал пот Борис Слуцкий. В его стихотворении «Блудный сын» приводится авторская версия этой евангельской притчи: вернувшийся к отцу сын после пира вновь покидает отчий дом, на этот раз не прощаясь. Поэт изобразил человека с огрубевшей от порока душой, который приходил не к отцу, чтобы «съесть, сколько мог», и получить отдых от тягот своего существования». Это предостережение всем нам, забывающим, что любовь Отца Небесного безгранична, терпение велико, а гнев страшен. И когда читаешь книжные страницы, тебе открывается смысл, заложенный автором, следующего примеру одной из героинь своего повествования, о которой написано так: «Можно вспомнить, как голодные годы правления Бориса Годунова праведная Иулиания Лазаревская истратила всё своё богатое имение, чтобы кормить сотни голодных. Когда же всё было израсходовано и не на что было купить муки, она ела хлеб из древесной коры вместе с нищими, ничего не оставив из своего богатства для себя». Так и Владыка Климент, убеждённый в духовном голодании народа, неустанно расходует свои силы на всех страждущих и обременённых, обращаясь к нам со страниц книги: «Человек волен выбирать, становиться ли ему внимательным слушателем словес Господних, деятельно исполняющим каждое услышанное слово, или нет. «Мы зависим от того, к чему обращено наше внимание, - оно владеет нами», - говорил старец Фаддей Витовницкий»».

Владыку Климента не оставляет в покое мысль, кто из нас достигнет цели христианской жизни? И что он сделал для этого? И тем, кто захочет следовать за ним и его словом, точно бы в помощь богатому или скудному воображению поразительные иллюстрации художника, иконописца, писателя, академика Виктора Дормедонтовича Фартусова.