Буквица славянская

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"

Н. П. Саблина. Буквица славянская. Подарок ко Дню славянской письменности


В 862 году князь Моравский Ростислав решил ввести на своей земле Богослужение на славянском языке и отправил письмо в Византию царю Михаилу. В этом письме было написано: «Наш народ отверг язычество и принял христианство. Но нет у нас такого учителя, кто бы на нашем языке объяснил нам святую веру. Умоляем тебя, Государь, пришли нам такого учителя. От вас, греков, во все земли всегда добрый закон приходит». Царь прочитал письмо и обратился к Патриарху за советом, что делать. И общим решением направили к моравским славянам Константина Философа (в монашестве Кирилла) и брата его Мефодия. Благодаря этой миссии солунских братьев славянские народы не только обрели письменность, но, что важнее, услышали Слово Божие на родном языке. К сожалению, в советское время церковнославянский язык был отторгнут и подзабыт нашим народом. Но сегодня мы постепенно возвращаем утраченное наследие. Помогают нам в этом различные пособия, в том числе книги, которые выпускает в свет Издательство «Покров». Две книги этого Издательства мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

Первая из книг называется «Буквица славянская». Она знакомит читателя с происхождением и древним рисунком букв, воспитывает эстетическое и морально-этическое отношение к буквам нашего алфавита как к священным. В «Буквице» рассматриваются в единстве церковнославянские и собственно русские слова и выражения, пословицы и поговорки, духовные стихотворения русской классической литературы и церковнославянские цитаты из евангельских текстов. Стремясь как можно более доступно раскрыть содержание буквенного имени, автор - кандидат филологических наук, Нина Павловна Саблина, - формирует навыки поиска однокоренных слов, знакомит с этимологическими связями и происхождением данного слова, его грамматическими особенностями. Книгу можно рекомендовать всем читателям, интересующимся историей русского языка.

В предисловии, которое написано российским филологом-славистом, профессором Владимиром Константиновичем Журавлевым, говорится: «Искони русские дети учились читать по Псалтири и Часослову. Узнавая слова и словосочетания, устанавливали взаимосвязь между звуковым и буквенным образом слова, интуитивно осознавали звукобуквенные отношения. В сознании детей четко противопоставлялись слова, услышанные в храме, словам, употреблявшимся в быту (например, ограда — огород; уста — губы, рот; возглашает — голосит и т.п.). В школе тщательно учили Закон Божий, на уроках родной грамоты и цер­ковнославянского языка систематизировались и обобщались интуитивные представления о системе формообразования, «приклеивались ярлыки» знакомым словоформам («зватель­ный падеж», «аорист» и т.п.).

В результате семидесятилетнего господства богоборческого режима церковнославянский язык был изгнан из системы народного образования. И еще совсем недавно лишь две-три бабушки могли вторить в храме «Отче наш». То там, то здесь едва сохранялись оскверненные храмы. Уничтожены священнослужители, пастыри, дабы «рассеять стадо». И где-то бродят ягнятки — русские ребятки. Но у нас, по словам Журавлева, - есть священный рожок, церковнославянский язык. Он-то и приведет русских ребяток в храм Божий. И... да воскреснет Русь Святая! Поэтому цель преподавания церковнославянского языка – это воцерковление, введение во храм. Следовательно, заучивать наизусть нужно не склонения и спряжения, как это часто делается сегодня, а молитвы, заповеди, тропари к праздникам и т.п. К грамматике следует обращаться с целью более углубленного понимания текста.

Церковнославянский язык для русского православного человека является родным языком. На протяжении целого тысячелетия он формировал русскую языковую личность и литературный язык. По определению Николая Сергеевича Трубецкого, современный русский литературный язык - единственный без перерыва традиций преемник языка древнецерковнославянского, созданного святыми Кириллом и Мефодием. Это результат тысячелетнего теснейшего взаимодействия книжно-славянской и устно-поэтической русской народной стихий. Следовательно, методика преподавания церковнославянского языка должна строиться на осознании и расширении пред­ставления о нем как о языке родном. Тесное переплетение стихий церковнославян­ского и современного русского литературного языка на уроках языка церковнославянского сформирует тонкое языковое чутье школьников, поднимет общий уровень речевой культуры нашего народа.

Автор «Буквицы славянской» Нина Павловна Саблина (ныне почившая) - кандидат филологических наук, доцент, педагог с сорокалетним стажем — имеет многочисленные публикации по истории русской письменности. Как лектор и ученый, она радела о восстановлении русской языковой культуры, высшей и питающей частью которой является живой церковносла­вянский язык. «Буквица славянская» состоит более чем из сорока научно-популярных рассказов о Букве в Духе: о внешней красоте каждой буквы, или ее образе; о духовно-мистической; сущности алфавита и символизме буквенных имен. История письмен и их изменения рассматриваются в контексте русской словесно-художественной культуры.

Вторая книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, называется «Подарок ко Дню славянской письменности». С помощью этой книги дети младшего и среднего возраста познакомятся с житием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, узнают, как появились две азбуки – глаголица и кириллица, как создавались древнерусские книги. Кроме того, используя инструкции, которые дают авторы этого издания, можно сделать несколько замечательных подарков для дедушек и бабушек, родителей, братьев, сестер и друзей. Например, можно сделать открытку на день Ангела или красивый помянник. А можно создать своими руками молитвослов с любимыми молитвами или, может быть, с теми молитвами, которые ребенку никак не удаётся запомнить. Если постараться и приложить фантазию, можно оформить его, как это делали писцы Древней Руси. Для примера в этой книге представлены иллюстрации страниц старинных изданий.

Приступая к изготовлению этих подарков, стоит изучить также историю становления на русской земле книжного делания, о чем издатели пишут следующее: «книги появились сразу после крещения Руси равноапостольным князем Владимиром в десятом веке. Они были написаны на церковнославянском языке, созданном специально для молитвенного общения с Богом. Первыми книгами на Руси были Евангелие, Псалтирь, Деяния Апостолов, богослужебные книги. В те времена буква, слово и книга были святы, и церковнославянскую грамоту изучали с благоговением. Книги писались от руки, украшались золотом, серебром, драгоценными камнями и были настоящими произведениями искусства. Материалом для древнейших славянских книг и грамот служил пергамен — кожа особой выделки.

Чернила изготавливались из дубовой коры, заржавевшего железа, ягод, плодов и других природных красителей с добавлением мёда, поэтому цвет букв древних книг обладает тёплым коричневатым оттенком. Начальные буквы писались киноварью — краской ярко-красного цвета. Книги писали гусиным пером, заточенным специальным ножом так, что писец поворачивал его плоским или острым ребром. Изящество букв достигалось сочетанием широких и тонких штрихов. Древние рукописи украшали орнаментом, затейливыми узорами и рисунками-миниатюрами. Написание текста начиналось с буквицы, которая служила одним из главных украшений книги. Буквица выписывалась намного крупнее основного текста, украшенная орнаментом и изображением зверей, птиц, людей». Вот примерно так создавались книги на Руси. Внимательно изучив содержание данной книги, наши юные читатели смогут использовать полученные знания в изготовлении подарков, а также поиграть в игры, которые найдут на последней странице.

*** 

Ежегодно 24 мая Святая Церковь чтит память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, и в этот же день в славянских странах отмечается Праздник славянской письменности и культуры. Святые братья Кирилл и Мефодий совершили великий просветительный подвиг: они создали церковнославянский язык, общий для всех славян, и тем самым открыли для славянского народа путь к просвещению. Несмотря на многочисленные бедствия и гонения, которые претерпела наша родная страна, дело жизни святых первоучителей не погибло, но и поныне приносит великие плоды в духовной и культурной жизни славянских народов. Свидетельством тому служат книги, которые учат нас священному языку. 

Заставка - yandex.kz


Телеканал "Союз"