Быть независимым
- Автор обзора: Мария Хорькова
«Путь независимости. Интернет, отношения, работа, еда, игры, алкоголь»
Дмитриевский П.
М.: Никея, 2016. — 198 с.
ИС Р16-614-0527
ISBN
978-5-91761-638-4
Каждый замечает за собой слабости, дурные привычки или пристрастия, которые почти невозможно полностью победить. Но где грань, когда «недостатки» перерастают в настоящую беду — зависимость? Опасность таких явлений, как наркомания и алкоголизм, давно и широко обсуждается. Однако современный мир расставляет все больше ловушек: игромания, интернет-зависимость, шопоголизм, трудоголизм… На первый взгляд, они не так страшны, но пущенные на самотек могут разрушить семейные отношения, репутацию, здоровье. Каковы первые «звоночки», заставляющие заподозрить опасность? Насколько значима роль социума в формировании зависимости? Как себя вести, если в беду попал близкий человек?
Книга «Путь к независимости» издательства «Никея», выпущенная в серии «Становление личности» не только дает актуальную информацию по проблемам зависимости, но и помогает всмотреться в свою жизнь и будет актуальна для самого широкого круга читателей.
Важно, что автор — психолог-консультант Петр Дмитриевский — излагает общие принципы формирования зависимости, применимые, например, не только к ситуациям употребления психоактивных веществ, но и к «безобидным» увлечениям соцсетями или модой.
Автор обращает внимание на то, что некоторые виды зависимости в современной светской культуре не считаются проблемой, а даже поощряются. Это глубокая вовлеченность в работу (трудоголизм), жертвенная привязанность к близким (созависимость), стремление к постоянному приобретению вещей (шопоголизм). Все это может иметь вполне невинные формы, но может и становиться проблемой.
Книга показывает, что биохимия и психология человека устроены так, что любое пристрастие со временем может перерасти в зависимость. А из-за защитных реакций психики (в первую очередь, механизма «отрицания») человек до последнего не будет признавать проблему. При этом склонность к зависимостям у всех разная: чья-то психика более устойчива, чья-то — менее.
Также в издании кратко представлена программа преодоления зависимости, которая адресована верующим людям. Дмитриевский заостряет внимание на том, что эта проблема не решается только духовными средствами потому, что находится в области психических отклонений. Зависимые действия не поддаются контролю человека, и упрекать, стыдить его, требуя «взять себя в руки», совершенно бесполезно. Именно поэтому, считает автор, так важно, чтобы священнослужители, сталкиваясь с «хроническим» нарушением заповедей и саморазрушающим поведением, могли не только дать духовное наставление, но и направить страждущего к специалистам — психиатрам, консультантам, в группы самопомощи.
К достоинствам книги стоит отнести и то, что в ней немало говорится и об ответственности человека за свои проблемы. Правда, эта ответственность трактуется не по-обывательски: «По мнению современных психотерапевтов, зависимость формируется в результате таинственного совпадения: физиологических особенностей человека, трудных внешних обстоятельств и выборов, которые он делает, исходя из своего мировоззрения и ценностей», — поясняет Дмитриевский. Он также размышляет о том, как изучение механизмов зависимости подталкивает нас к мировоззренческим, духовным поискам. Оказывается, нередко зависимость начинает формироваться в момент отчаяния и потери надежды, поэтому вера в каком-то смысле может быть и «прививкой» против этой болезни. Кстати, даже если человек уже стал зависимым и его волевая сфера ослаблена, он все равно может выбирать: «ответственность человека, переживающего кризис, заключается в том, чтобы сохранять надежду и продолжать искать поддержку».
Интересен и практически полезен раздел, обращенный к родителям маленьких детей. Дмитриевский рассматривает типы травмирующих событий, которые могут стать предпосылкой к возникновению зависимости в течение жизни. Также он анализирует некоторые сценарии семейного поведения, которые могут неблагоприятно отозваться в будущем. Многие «безобидные» привычки и реакции оказываются, с точки зрения современной психологии, травмирующими. Среди них:
— Привычка придавать большее значение вопросу «По чьей вине это произошло?», чем вопросу «Как нам вместе это исправить?»;
— Упреки или даже наказания за то, что невозможно контролировать, то есть за мысли и чувства. «Я точно знаю, о чем ты думаешь, и прекрати так думать немедленно!» Ребенка не обучают отличать мысли от поступков, мысли от чувств;
— Чрезмерные, жесткие наказания;
— Отсутствие правил, отсутствие наказаний за проступки;
— Обвинение без объяснений: «Ты не знаешь, что ты такого сделал, но и я не буду тебе это объяснять»;
— Отказ простить или забыть проступок, блокирование попыток искупить вину и возместить ущерб и так далее.
Глубоко раскрывается и широко обсуждаемая в последнее время проблема созависимости, которую Петр Дмитриевский называет «ложной любовью». Он приводит множество примеров из художественных произведений — от фильма «Осенний Марафон» до романа «Война и мир», показывающих, что проблема эта типична для нашей культуры не одну сотню лет.
Интересно, что механизмы развития зависимости и созависимости схожи: например, происходит повышение «дозы» (например, увеличивается частота звонков сыну с целью узнать, где он и все ли с ним в порядке), потеря контроля над ситуацией (приезды на работу к возлюбленному в дневное время), начинаются проблемы со здоровьем из-за того, что созависимый перестает следить за собой и так далее. А «легкая» форма созависимости нередко даже не осознается, но ее негативное влияние все равно сказывается.
Особенно актуальной для воцерковленных читателей будет глава с несколько провокационным названием — «Ревность не по Бозе, или Как зависимость поддерживается в Церкви». Речь здесь идет о «токсичных» отношениях внутри церковной ограды, в которые оказываются вовлечены как священнослужители, так и миряне. В частности, разбираются примеры таких отношнений, взятые из практики. Дмитриевский также анализирует распространенные «благочестивые» клише («ваш ребеночек заболел, потому что у вас мама некрещеная», или «твой муж пьет, потому что ты не исповедала какой-то свой грех») и показывает их несостоятельность. Несмотря на то, что сама постановка вопроса о проблемах отношений верующих людей друг с другом многим кажется неэтичной, здоровые отношения внутри Церкви, которая и призвана быть лечебницей для пораженного грехом человечества, являются, по мнению автора книги, крайне важными.
Мария Хорькова / «Православное книжное обозрение»