Бывает ли зло ради добра?
- Автор обзора: Дарья Косинцева
Вера — это кайф! Только так человек становится по-настоящему свободным, любящим и счастливым. Не верите? Сама не верила, — говорит автор популярного блога «Меньше ада» Дарья Косинцева. Ее пронзительная, ни на что не похожая история о личном пути из атеистов в христиане, рвет существующие шаблоны. Из вороха традиций и шелухи морали она вытаскивает на свет истину, о которой две тысячи лет назад говорил Христос. Сегодня мы публикуем еще одну главу из «Дневника бывшей атеистки».
Могу ли я убить ребенка, чтобы спасти человечество? Должны ли мы прикончить маньяка, чтобы защитить его потенциальных жертв? Могу ли я сжечь ведьму, чтобы спасти ее душу?
Все это варианты одной и той же проблемы — «зло ради добра». Куча моральных непоняток строится именно на ней. Вариаций можно придумать тысячу. Раньше мне тоже щекотали нервы подобные вопросы.
Теперь я абсолютно спокойна на этот счет. Я подозреваю, что Бог вообще не требует от нас никакого напряжения сверх меры, решения «проклятых вопросов» и борьбы за счастье человечества своими силами. Тем более силами зла. Он требует только послушания, которое недвусмысленно описано в Евангелии. Заметьте, что Христос, например, не рвет рубашку на груди и не просится сам на Голгофу — наоборот, он просит Бога, чтобы его, по возможности, «минула чаша сия». В общем, совсем негероическое поведение для спасителя человечества. Зато «чашу сию» он принимает с покорностью, раз так надо.
Человечество всю свою историю только и делает, что пытается добиться рая на земле. И все как-то получается не очень. Почему? По-моему, потому, что мир — загадочен и механизмы его работы нам понятны мало. Зато они понятны Богу, который пытается дать нам простые инструкции по применению, а в общем говорит: «Следуй за мной, и не ошибешься». Но люди Богу не верят, все время пытаются найти тропинку покороче, выведать наверняка, где добро, а где зло, — и съедают в процессе какой-нибудь не тот плод.
Однажды я прочитала медико-биологическую статью, которая поразила меня в самое сердце. Формулы из органической химии я не поняла, но статья была про то, что после того, как при помощи прививок были уничтожены основные зоны распространения оспы, эти же территории стали основными зонами распространения… СПИДа. Просто раньше носители СПИДа вымирали в раннем возрасте от оспы, и поэтому СПИД не распространялся. Теперь вот оспу побороли.
Авторы статьи с помощью хитрых органических формул показывают, что, если победим СПИД, распространится еще что-нибудь похлеще, доселе неизвестное. Интересно, что в триллерах к зомби-апокалипсису тоже вечно приводят попытки изобрести лекарство от какого-нибудь вируса.
Где-то тут кроется и ответ на вопрос: нужны ли добрые дела без веры? Можно биться об стенку и творить добро с пеной у рта — и получить совершенно противоположный результат. Добро по типу «сам добейся» очень мало способно улучшить, часто является сомнительным добром или добром а-ля «цель оправдывает средства», а в итоге такое добро нередко приносит и противоположный результат.
Недавно посмотрела фильм «Хижина в лесу», который сразу стал моим любимым триллером. Там проблема «зло ради спасения человечества» накалена до предела и решается в предельно симпатичном мне ключе.
Расскажу только тот вывод, который я сделала после просмотра: «зло во спасение» — это и есть логика всех языческих жертвоприношений. Христианский же Бог принес в жертву сам себя, чтобы навсегда избавить человека от этих неприятных обязанностей. Христианство не требует жертв, Христос говорит просто — «бремя Мое легко», не напрягайтесь, доверьтесь Богу. Спасение одного человека или всего человечества — дело рук Бога, не стоит пытаться решать за него, действуя «более эффективными методами».
С этой точки зрения многие сложные моральные вопросы становятся гораздо проще. Должен ли я в рискованной ситуации спасать людей? Да, потому что так Бог сможет действовать через меня, и я надеюсь на его волю: если умру, то так и надо. Должен ли я ради добра и любви лечь под нож, чтобы умереть и стать донором сердца? Скорее всего, нет, потому что именно Бог выбирает, чье сердце должно пока еще работать.