C Богом наедине

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Так молиться нас учит Спаситель, и как отмечают толкователи, эти слова лучше понимать духовно, как обращенные к душе. Комната – это сердце, либо внутренний, то есть духовный, разум. Дверь же – это внешние ощущения плоти, через которые в душу входит добро или зло. Христос же стучится в двери нашей души либо при помощи божественных Писаний, либо при помощи благих помыслов, которые Он вводит в сердце. И воспринявший их открывает дверь Христу, и остается наедине с Богом. «С Богом наедине» - так называется очередной сборник притч, а также сокровенных молитв, вышедший в издательстве Эксмо. Об этой книге – далее в нашей программе.

***


В книге «С Богом наедине», подготовленной Татьяной Пешехоновой, собраны сокровенные мысли и молитвы святых Православной Церкви, истории из их жизни. Семь глав книги — это семь важных тем глазами святых. Они ответят на вопросы о том, что такое вера и молитва, как верующий че­ловек может угодить Богу, сохранить сердце чи­стым, что значит любить Бога, как жить миряни­ну. Читатель узнает, из чего состоит внутренний путь христианина, по которому он осознанно следует к Богу, чтобы спасти свою душу от опасности и болезни - греха, ведущего к погибели. Каждая глава начинается цитатами из Нового Завета, ко­торые помогут глубже понять тему.

Первая глава книги называется «Вера». «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14, 1), - заповедует нам Иисус Христос. А святые отцы на протяжении веков учат нас: «Если кто верует в Сына Божия, то не запнутся стопы его (Притч. 4, 12); и хотя чрез огонь перейдет, пламень не опалит его (Ис. 43, 2). Так говорит преподобный Ефрем Сирин. «Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль – река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее. Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретает доброй мысли». «Вера, - продолжает святитель Игнатий (Брянчанинов), - взяв человека за руку, поставляет его пред Богом. Такой человек возносится превыше мира: под ногами его – мрачный хаос сомнений, неверия, заблуждений, умствований напыщенных и вместе суетных. Так под ногами того, кто взошел на вершину высокой горы: облака, утесы, пропасти, шумящие и скачущие по скалам водопады».

«Земная жизнь, по словам святителя Игнатия, – ни на час не прерывающееся путешествие. Идем, идем: внезапно отворяются врата вечности, и мы теряемся в ее невообразимом пространстве. Как прекрасно говорит святый Давид: «Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоея!» Точно: закон Христов – нить, по которой мы выбираемся из мрачного лабиринта земной жизни в блаженную вечность». А преподобный Макарий Оптинский, отвечая на вопрос: «Где же искать христианину утешение в находящих ему искушениях и скорбях» - говорит, где, как не в вере в Бога? Но вера, - отмечает старец, - не просто есть только веровать, что Он наш Создатель, но веровать, что Он и промышляет о нас всесильною Своею десницею и все устрояет для нас на пользу, хотя мы сего и не можем разуметь .... Премилосердый Господь, любя нас и, хотя нас спасти и избавить от заблуждения и порабощения страстей, посылает различные скорби, лишения и болезни, дабы мы, познав суету свою и не находя утешения, обратились к Нему…»

В Евангелии Спаситель говорит: «Я … ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно». (Ин. 8, 28). Тем самым Господь и нас учит угождать Ему. Но как это делать? Собрав молитвы и слова святых отцов, составитель таким образом попыталась ответить на этот вопрос во второй главе книги, которая так и называется «Как угодить Богу». Так, например, здесь приведена следующая небольшая притча, взятая из «Древнего патерика». «Некто спросил авву Антония: «Что мне нужно соблюдать, чтобы угодить Богу?» Старец сказал в ответ: «Соблюдай, что заповедаю тебе. Куда бы ты ни ходил, “всегда имей Бога пред своими очами”; что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании, и в каком бы месте ни находился, не скоро отходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди, и спасешься».

А вот что говорит об этом святитель Тихон Задонский: «Кто хочет Христа принять в сердце свое, тому надо очистить себя истинным покаянием: от закона Божия познать свои грехи и очистить их покаянием, жалением и сокрушением сердца, а наиболее просить очищения их от Бога, и тогда придет к нему Христос, Сын Божий со Своим Евангелием и им подаст утешение не мира сего, но такое, какого мир не может приять… Покаемся и мы и признаем себя не достойными ничего – и Христос Бог, как человеколюбец, удостоит нас милости Своей: Он на смиренных призирает и подает им благодать Свою». «Всякое дарование Божие, - предупреждает святитель Тихон, - обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем».

Святитель Иоанн Златоуст, один из толкователей священного Писания, напоминает нам историю Закхея, и на его примере показывает, как мы должны угождать Богу. «Вот как Закхей, - говорит святитель, - украсил свой дом к пришествию Христову. Не побежал к соседям просить столы и сиденья из слоновой кости, не вынес из сокровенных покоев лакоонские покровы для столов, но украсил дом тем, что всего приятнее Христу: «Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8). Украсим и мы так наши дома, - призывает святой отец, - чтобы быть достойными принять Христа. Из-за добродетели обитателя Господь не пренебрегает самыми худшими жилищами. Но Он никогда не войдет в дома нечестивых, хотя бы они были устланы золотыми коврами». А по учению святителя Игнатия (Брянчанинова), «наперсник Закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целью богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнью».

Еще пять глав продолжают эту книгу, в которых кратко говорится о том, что такое молитва, как сохранить сердце чи­стым, что значит любить Бога, как жить миряни­ну, каким должен быть внутренний путь христианина. По словам издателей, «те, кто достиг духовных вершин, посвятив жизнь подвигу веры, познали и передали нам самую великую истину: Бог любит нас — и никог­да ни к чему не принуждает, но терпеливо ждет, пока мы обратим к Нему свой взор и свое сердце. Его голос тих, он едва слышен сквозь будничный шум и извечную суету, он едва отзывается где-то в сокровенной глубине наших душ — но никогда не перестает звучать. И настает тот день, когда мы наконец устремляемся к чему-то большему, выбираем новый путь — и идем к Богу, молимся, надеемся и верим, что можем повстречаться с Ним в любое мгновение.

А может быть, нам толь­ко кажется, что выбираем мы — хотя на самом деле это Он, знающий все тайны мироздания, ве­дет нас к Себе разными дорогами, и иногда — на­столько разными, что для одних эта встреча, са­мая важная в жизни, становится совершенно неожиданной и словно бы случайной, а иным она уготована лишь после долгих исканий и трудов. Да, пути Господни неисповедимы — и с уверен­ностью можно сказать только одно: когда эта встреча произойдет, она разделит наш мир на «до» и «после». И с той самой минуты, когда нас осенит Его благодать, наша жизнь уже никогда не будет прежней. Исчезнет боль, уйдет страх, развеется туман сомнений, мирская шелуха, открыв свое истинное лицо, утратит смысл, — и мы больше не станем бежать от одиночества, ибо теперь, где бы нам ни довелось оказаться — пусть даже вдали от всех, — Бог никогда нас не покинет, и мы оста­немся наедине с Ним».

***

«Старайтесь читать книги святых отцов, соответствующие вашему образу жизни, чтоб вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтоб можно было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных». Так учит нас святитель Игнатий (Брянчанинов). Но в наше суетное время мы не всегда успеваем читать святоотеческую литературу в полном объеме. Поэтому и предлагаются нам маленькие сборники, которые вбирают в себя жемчужинки духовного опыта святых отцов. По словам издателей, чтение этой небольшой книги утешит в трудную минуту и поможет стать лучше, чем вчера, а в дни торжества и веселья напомнит о главном в жизни.
Телеканал "Союз"