Человеческое тело в свете православного вероучения
- Автор обзора: Дегтерёв Николай
- Книга: Человеческое тело в свете православного вероучения
- Автор книги: Ларше Жан-Клод
М.: Издательство Сретенского монастыря, 2021. — 128 с.
Появление книги
Ларше «Человеческое тело в свете православного вероучения» полезно в двух отношениях.
Нередко можно встретить христиан, особенно среди новоначальных, которые воспринимают христианство как религию исключительно «духовную» (возьмем это слово в кавычки). «Духовную» в том смысле, что все в ней — только о молитве, об ангельском мире, о Царстве Божием. О теле же — ничего. Такая «духовная» религия сопровождается «гнушением телом». Книга Ларше в данном отношении ставит все на свои места. Хоть она и говорит, что «тело — вместилище противоречий», однако также утверждает, что «христианство, изначальное и истинное по сути, является одной из тех религий, где тело наделено наибольшей ценностью».
Другой, противоположный «духовной» религии полюс — это современная культура, основанная на культе тела. И в ее отношении книга Ларше также решает свою задачу. Она позволяет взглянуть на тело не как на объект, а как на одно из измерений личности, тесно связанное с духовной жизнью.
Книга Ларше, таким образом, уравновешивает крайности и позволяет найти истинно царский путь.
«Человеческое тело в свете православного вероучения» (перевод с французского У. С. Рахновской) является своеобразной энциклопедией христианского учения о теле. Состоит она из введения, в котором обосновывается важность рассматриваемой темы, и шести глав.
Первая глава посвящена телу в его исходном, райском состоянии. Автор специально подчеркивает, что «первым Бог сотворил именно тело человека». В первой главе Ларше, как будто отходя от темы, кратко пересказывает православное учение о душе, однако в качестве вывода подчеркивает, что «человек, по учению святых отцов, был сотворен Богом как нерасторжимое единство души и тела, и характеризуется он как душой, так и телом». Это учение о двуедином составе человека помогает христианству противостоять любым формам материализма, с одной стороны, и гностицизма, с другой. Материализм отрицает существование души, а многочисленные «спиритуалистические концепции» считают тело лишь «аватаром души». Христианство же, не впадая ни в одну из этих крайностей, является своего рода учением о гармонии (именно гармония души и тела характеризует райское, первоначальное состояние человека).
Интересным представляется параграф о теле как одном из измерений личности. Личность имеет духовную природу, и именно через связь с душой тело тоже входит в личность, что подчеркивается тем, что после конца мира люди воскреснут именно в тех телах, в которых пребывали во время земной жизни.
Нередки у Ларше в его богословском труде прямые отсылки к современности. Так, например, он сравнивает христианское учение о теле с отношением к телу в рекламе, киноиндустрии и порнографии. Все эти сферы деятельности, по сути, занимаются объективацией тела и его обособлением от души. Тело в них (и в целом в культуре потребления) воспринимается исключительно как объект, при этом сведенный «к видимым физиологическим проявлениям». Такая объективация является «покушением» на тело, а следовательно, и покушением на личность, чего христианство в корне не приемлет.
В главе «Падшее тело» Ларше пересказывает православное учение о первородном грехе и его телесных последствиях. Нельзя не заметить в этой части книги того, что автор является человеком западной культуры. Так, в частности, он находит место для следующего объяснения: «Здесь мы видим, что в представлении святых отцов есть связь между первородным грехом и половым влечением, но не такая, где грехопадение было бы порождением влечения (как часто принято думать в народной западной христианской культуре), а в том смысле, что половое влечение появилось вследствие грехопадения праотца Адама». Тем не менее, отмечает автор, святые отцы, «сохраняя негативное видение сексуальности», «высказывают и положительное к ней отношение», так как она помогает выжить человечеству (уже смертному человеку) как виду.
Третья глава обладает, если можно так выразиться, наибольшим катехизаторским потенциалом. В ней объясняется роль Христа в спасении и обожении человеческого тела. Автор анализирует с этой точки зрения смысл Боговоплощения, преображения, смерти и воскресения, вознесения Христа.
Четвертая глава посвящена роли тела в духовной жизни. Ларше объясняет смысл участия тела в таинствах, в богослужении, в молитве, в исполнении заповедей. Очень важный параграф этой главы называется «Смысл телесной аскезы». Автор развенчивает ходячие мифы: «Аскетические практики <…> подразумевают не желание заставить себя страдать или приобрести некие “заслуги”, как было принято думать в отклонившихся от истины формах христианской духовности на Западе, а стремление добиться лучшего владения телом. <…> Верующий, помимо владения своим телом со стороны психики, тесно с ним связанной, приобретает еще и духовную независимость в отношении требований и состояний тела и в отношении принципов наслаждения и неудовольствия, которые лежат в основе всех страстей». Таким образом, телесная аскеза понимается в некотором смысле как аналог тренировки спортсменов, как практика, помогающая в духовной жизни.
В этой же главе автор останавливается и на исихастских практиках умной молитвы и, вновь развенчивая ходячие мифы, сравнивает их с йогой. Он пишет, что «в йоге метод является чистой техникой, которая, как всякая техника, неизбежно увенчивается результатами, на которые направлена». В отличие от этого, в практике молитвы «ни один метод не может рассматриваться как техника, способная сама по себе давать духовные результаты, которые могут быть лишь плодом Божественной благодати… бескорыстным даром Божиим».
Много страниц в книге, ввиду актуальности этой темы для молодежи, семейной жизни, посвящено блудной страсти и смыслу любви. Появление таких разборов этих явлений в православной литературе (оговоримся, что это, конечно, далеко не первый и не единственный подобный анализ) можно только приветствовать. Ларше проводит достаточно подробный анализ, основанный на том, что в блудной страсти, в отличие от любви, тело человека обособляется от всей полноты его личности. Люди становятся лишь объектами страсти друг для друга и тем самым отдаляются. В любви же тело остается одним из измерений личности и служит сближению людей, телесная близость укрепляет духовную. В качестве некоего вывода о телесной близости (естественно, имеется в виду близость только в браке, иная близость в христианстве по определению является блудом, а следовательно, греховна) Ларше пишет: «Первым принципом для супругов должно быть соединяться не ради чувственного удовольствия, иными словами, не делать наслаждение целью своего соединения. Это не означает отказа от удовольствия и исключения его, коль скоро оно естественным образом связано с половым соитием, но отстраненность в его отношении, отказ от того, чтобы делать из него абсолют».
В пятой главе «Преображенное и обоженное тело» интересны рассуждения автора о мощах. Часто предъявляемый упрек в идолопоклонстве разрушается о то, что мощи (как тело) есть измерение личности, соответственно, и молитвенники обращаются к личности святого, пусть и прикладываясь лишь к одной из ее граней.
В шестой главе объясняется смысл скорбей (телесных) и Христовой победы над смертью, которая тоже имеет непосредственное отношение к телу: «Вследствие победы Христа над смертью смерть как таковая перестает быть для человека концом, а для его тела — окончательным разделением с душой и необратимым распадом… Если человек еще и должен умирать, то не для того, чтобы перестать жить, а для того, чтобы — поскольку смерть для него преодолена — суметь ожить, воскреснуть и облечься в нетление и бессмертие».
Книга Ж-К. Ларше — замечательный труд, из которого любой христианин может почерпнуть новые знания о христианской антропологии.
Журнал «Православное книжное обозрение»