Человек Христов
- Автор обзора: Полина Митрофанова
- Книга: Человек Христов. Преподобный Иустин (Попович) богослов и чудотворец Челийский
- Автор книги: священник Димитрий Трибушный
М.: ПСТГУ, 2022. — 254 с., ил.
Архимандрит Иустин (Попович) - один из величайших носителей живого предания Церкви в XX веке. Выдающийся богослов, сочетавший новизну языка с традицией святоотеческой мысли, он относился к тем редким личностям, чье богословие подкрепляется собственным аскетическим дерзновением, а мысль произрастает из духовного подвига. Стяжание «ума Христова» и следование по Богочеловеческому пути стали основным содержанием и его жизни, и его мысли. Авторитет его стал непререкаем и в Сербской Церкви, и за ее пределами, и множество людей почитало его как святого задолго до официальной канонизации в 2010 году. Сегодня, накануне дня памяти святого, мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая знакомит читателя с жизнеописанием и трудами прп. Иустина. Она вышла в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется –
«Человек Христов».
1. Автор-составитель этой книги священник Димитрий Трибушный в предисловии приводит слова разных людей, которыми те характеризовали личность преподобного Иустина. «Великая святоотеческая личность», «Могучий дуб Православия», «Сокровенная совесть Сербской Церкви». Далеко не каждый святой Православной Церкви, по мнению автора, удостаивался подобной оценки. Однако в случае с преподобным Иустином Челийским это не поэтические преувеличения. Богослов и подвижник, которого высоко ценили представители столь разных образов Православия, как протопресвитер Александр Шмеман и епископ Григорий (Граббе), за советом к которому обращались известные старцы схиархимандрит Эмилиан (Вафидис) и архимандрит Клеопа (Илие), преподобный Иустин (Попович) не просто жил в православном предании - он стал живым преданием Православной Церкви.
2. В прошлом веке много говорилось о необходимости возвращения к святым отцам, но, - говорит автор, - нужно признать, порой это возвращение совершалось на интеллектуальном уровне. А в преподобном отце Иустине воплотился не только вожделенный «ум отцов», а сам святоотеческий дух. Именно ему в своей жизни удалось явить органичное единство умозрения и подвига. Отец Иустин не просто святоотечески мыслил - он святоотечески жил. Появление такой личности в секулярную эпоху, по мнению автора, уже само по себе чудо.
3. Многочисленные чудеса сопровождали жизнь преподобного. Достаточно сказать, что влюбленный во Христа, возлюбленный Христом Авва Иустин родился и отошел ко Господу в один день - в святой день Благовещения. Родился он, как повествует далее автор, в 1894 году, в старинном сербском городе Вране в семье благочестивых православных родителей Спиридона и Анастасии. Сама фамилия преподобного свидетельствует о священническом происхождении его семьи. Дедушка отца Иустина Алексий был седьмым по счету священником (по другим источникам, тринадцатым) в древнем роде Поповичей, но священство прервалось на его сыне Спиридоне.
4. Однако отказавшись от пути священства, Спиридон Попович не отказался от веры. Он был честным и набожным юношей. Вел активную церковную жизнь, регулярно посещал храм, помогал местным пастырям во время богослужений. И в супружество вступил с такой же честной и набожной девушкой. С самого начала семейной жизни Поповичей ожидало тяжелое испытание: их дети постоянно умирали. Из восьми чад в живых остались лишь трое: дочь Стойна (названная так по договоренности со священником, чтобы выстояла и выжила), затем Стоядин (по той же причине) и, наконец, Благое, нареченный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в день которого он появился на свет. И если Благое получил среди многих Божьих даров долголетие, следующий ребенок Поповичей умер сразу же после рождения.
5. Очевидно, - говорит автор, - что появление на свет Благое Поповича в день святого Благовещения стало знамением его дальнейшего пути и подвижнической жизни, всецело посвященной свидетельству о благой вести — воплощении Сына Божия «нас ради человек и нашего ради спасения». Воспитанный в атмосфере простой непоколебимой веры и непрестанного христианского подвига, юноша не мог представить своей жизни вне служения Христу и Его Церкви. Поэтому никто не удивился, когда после отличного окончания четырех классов мальчик подал документы в 9-классную семинарию Св. Саввы в Белграде, где он проучился с 1905 по 1914 год.
6. Поступить в нее в то время было нелегко: из нескольких тысяч кандидатов принимали около ста, а потому экзамены были сложными. Благое вступительные экзамены сдал на «отлично». Отличником он был также на всех курсах семинарии. Попович- семинарист поражал окружающих многочисленными дарами: красноречием и рассудительностью, трудолюбием, позволившим глубоко изучить и прочувствовать вершинные явления европейской культуры. Но душа семинариста не довольствовалась зубрежкой школьного богословия и обрядовым благочестием. Благое воистину жаждал видеть Бога как Он есть, соединиться с Ним всем своим существом. Он и в самом деле был влюблен во Христа.
7. В семинарии у него произошли две важнейшие для становления будущего богослова и подвижника встречи. Прежде всего, преподобный встретил своего главного учителя отца Николая (Велимировича), в то время иеромонаха, доктора философии и богословия, великого обновителя сербской церковной мысли. До конца жизни между ними сохранились трогательные отношения. О второй встрече сам преподобный Иустин говорил следующее: «Начиная с моих пятнадцати лет Достоевский - мой учитель. Признаюсь и мой мучитель. Уже тогда он увлек меня и покорил своей проблематикой. Я понял, что его проблемы - это вечные проблемы человеческого духа». Творческое ученичество у двух великих наставников продолжится до конца жизни.
8. Но что ожидало блестящего выпускника белградской семинарии? Внешне Благое Попович был красив и изящен, всегда опрятен и чист, благородство души отражалось и во внешности. Выдающиеся способности не стали для него поводом к превозношению и не отделили его от других. Он был любим своими товарищами, иные семинаристы считали его своим побратимом. Многие девушки хотели, чтобы Благое попросил их руки. Однако жизнь в семинарии изменила Благое Поповича. И можно предположить, что в то время он пережил какой-то внутренний переворот, следствием которого стало решение посвятить свою жизнь подвигам в иноческом чине. Что повлияло на юношу и как он стал впоследствии «могучим дубом Православия», - рассказывает эта книга.
***
Как отмечает священник Димитрий Трибушный, на данный момент существует уже немало литературы, посвященной преподобному Иустину. Автор отмечает с благодарностью, прежде всего, классическое жизнеописание, написанное учеником святого - епископом Афанасием (Евтичем). Жизнеописание, созданное в подцензурное время, охватывает первую половину жизни отца Иустина. По вполне понятным причинам подробно рассказать о том, как спасался праведник в коммунистической Сербии, Владыка не мог. Используя его текст, отец Димитрий составил свой расширенный вариант жития, в котором затрагиваются основные черты богословской мысли прп. Иустина. Дополняет издание подборка редких воспоминаний о нем и избранные выдержки из богатого наследия челийского подвижника.
Телеканал "Союз"/У книжной полки