Что надо знать о душе

  • Автор обзора: Александр Нотин/Портал Переправа

Человек - это высшее существо из всех, сотворенных Богом. Он единственный создан по образу и подобию Всевышнего. Но многие ли из нас знают и помнят об этом? Многие ли понимают, какие феноменальные способности и возможности заложены Творцом в человеке? Парадокс нашего времени в том, что все внимание и вся забота индивида фокусируются на физическом теле. Но человек есть существо двуипостасное! Он состоит из тела и души. И именно в особых свойствах последней, в её духовной высоте, полученной при сотворении «от дыхания Божьего», хранятся поистине неисчерпаемые сокровища. Отсюда вывод: чем дальше цивилизация уводит всех и каждого от души, тем мы слабее и ближе к животному состоянию. Через душу и только через неё человек познаёт Бога и устанавливает с Ним живую религию-связь, получая от Него энергию жизни и творческого вдохновения, именуемую благодатью Духа Святого. Ей одной под силу оградить душу человека от нарастающих бед и зол падшего мира.

«Что надо знать о душе?» представляет собой россыпь небольших новелл, очерков и зарисовок, объединённых схожей структурой, стилистикой и задачей. Каждая из этих новелл помогает разглядеть незримое присутствие Творца в той или иной жизненной ситуации, том или ином рядовом событии. А все вместе эти зарисовки, как разноцветные кусочки мозаики, складываются в картину мира Божьего, средоточием и сущностью которого является сам Господь, Троица единосущная и нераздельная. Как и в любой мозаике, части, её составляющие, примерно равны по размерам, похожи друг на друга, но не идентичны друг другу – это делает финальное панно живым и неповторимым. Все новеллы строятся по единому принципу: сначала пример из жизни или некая исходная ситуация, далее небольшой комментарий на базе высказываний и творений Святых Отцов Православия, а под занавес – что-то вроде дружеского совета на предмет того, как можно использовать святоотеческие поучения во благо своей души, своего «внутреннего человека».

Зачем я написал эту книгу? - задаётся вопросом к самому себе писатель, публицист, главный редактор православного портала "Переправа", и сам же на него отвечает:

Таинственная жизнь души начала интересовать меня уже давно. Точнее, лет пятнадцать тому назад. Тогда, в начале нулевых мою жизнь накрыл жесткий кризис – личный, семейный и трудовой. Всё сразу и всюду пошло прахом. Бизнес рассыпался, семейные отношения трещали по швам, почти два года меня терзала депрессия. Но именно в те страшные месяцы я впервые ощутил свою душу, о чём и постарался рассказать в первой книжке на эту тему – «Путешествие в осознанность». Лет семь спустя я вновь вернулся к этим вопросам в книге «Воспитание духа воина».

И вот новый этап и новая ступень в постижении тайн внутреннего человека – книга «Что надо знать о душе».

Прежде всего, интерес к душе как к «внутреннему человеку» живо затрагивает меня самого. Здесь есть некая внутренняя потребность. И не только теоретическая, проистекающая из любопытства и жажды новых знаний, но и вполне практическая. Именно эту прикладную сторону дела мне хотелось акцентировать и транслировать читателю через книгу.

Беду нашего времени вижу в том, что, повинуясь некоей (впрочем, верующие люди знают чьей именно) воле, не признавая ни Бога, ни дьявола, современный человек всё дальше и дальше отходит от веры и всё больше погружается в безумные грёзы мира сего. Всё в нашей жизни посвящено телу и адресовано ему. О душе же не знаем доподлинно ничего, или почти ничего. Но она, душа наша, есть не только главный итог жизни любого из нас, ибо тело по смерти уходит в землю, но и содержит в себе огромные ресурсы, способности и энергии, нам, увы, почти не доступные.

В книге я пишу о душе, как о «внутреннем человеке». Для чего? Во-первых, так определяет душу Священное Писание, в частности, апостолы. Во-вторых, так легче понять, что она такое, откуда взялась, как устроена и на что способна. Если говорить современному читателю просто о душе, путаница на этот счёт в его голове только усилиться. Если же объяснить ему, что душа это тоже тело, только тонкое, и она нуждается в таком же бережном, постоянном и правильном уходе, как и тело внешнее, тогда глядишь, он и очнётся. Задумается, а почему при внешнем благополучии и здоровье у него пожар внутри: вечное недовольство, страхи, обиды и прочая.

У книги три опоры: Священное Писание, труды Святых отцов Православия и, наконец, скромный личный опыт автора. Первые две опоры нужны для того, чтобы уберечь читателя от огромного числа лжеучений и небылиц о душе. Бог создал душу, и Он, будучи «все во всем», видит её в каждом из нас без малейших помех, знает, что с ней происходит и как её лечить. Но Его ещё надо позвать на помощь, поскольку сам по себе никто из смертных душу свою не в силах не только исцелить, но и увидеть. Третья опора книги – мой личный опыт. Как мне кажется, эта опора нужна для пущей достоверности, а так же для того, что бы читатель не счёл предложенное знание какой-то «наукой посвящённых» ему недоступной. Поэтому, наряду с святоотеческими высказываниями, в книге приведены и дружеские советы автора, обращённые к широкой аудитории. Если тело смертно и тленно, то душа бессмертна и юна. Даже в дряхлеющем теле её можно оживить, если испросить помощи Божьей и приложить свои усилия.

Я не считаю эту книгу чем-то конечным и завершенным. Её содержание и подходы наверняка будут критиковать, что послужит лишь делу дальнейшего совершенствования поднятой темы. Работа с душой и над душой это не абстракция и не фикция. Убеждён, что это важное и своевременное лекарство от многих современных иллюзий и болезней, обрушившихся в наши дни на наши несчастные головы.