Что такое суточный богослужебный круг и кто его придумал

  • Автор обзора: Мария Красовицкая

Оказавшись на православном богослужении, человек чаще всего ощущает его величие и глубину, но не до конца осознает его смысл. Как сделать так, чтобы богослужение стало неотъемлемой частью нашей жизни? Как понять устройство церковной службы? Книга "Как устроено богослужение Церкви" серии «Ступени веры» приоткрывает мудрую логику церковного Устава и красоту молитвы Церкви. Предлагаем вам небольшой фрагмент из этого издания:


Что такое суточный богослужебный круг?

Каждое слово тут легко объяснимо.

«Суточный» — поскольку полный «набор» служб проходит за сутки. «Богослужебный» — потому что содержание его лежит в сакральном пространстве жизни человека, в Та́инственном и таи́нственном богообщении, в собрании, общности, где «я» — часть чего-то общего, «я» — вместе с другими.

Кульминация жизни христианской общины — богослужение. Но мы сейчас еще не будем говорить о таинствах. Таинства исключительны, некоторые из них — Крещение, Миропомазание — происходят в жизни единожды, а главное из них, таинство Причастия, — это каждый раз чудо, хотя в Церкви оно и становится чудом «регулярным», которого мы ждем. Мы поговорим о той регулярной, дисциплинирующей, «закаляющей» богослужебной жизни, ритм которой превращает человека в аскета, в труженика, в воина. Суточный круг — это, безусловно, некое духовное упражнение, регулярное и продуманное, развивающее определенные «мышцы» человеческого существа.

Как это суточное христианское богослужение возникает?

«Был вечер, было утро: день первый»

Sotvorenie-svetil.jpeg

Сотворение светил. Мозаика. Собор Сан-Марко. Венеция. XIII в.

Творение проповедует о Творце. Известны случаи, когда человек обращался к Богу, узнавал о Его существовании просто из созерцания мира Божия. Классический пример — великомученица Варвара, которая с высокой башни смотрела на природу, на небо, на светила и поняла: у такой красоты должен быть Творец. Подобным опытом обладали, наверное, древние греки, в языческой вере и в языческих заблуждениях которых больше, чем у других народов, присутствовали отблески Откровения.

Оказывается, что сами физические законы, по которым устроен мир, способны очень многое дать душе человека, стремящегося к молитве и богообщению. Одним из важных и одновременно простых элементов творения Божия являются обыкновенные астрономические сутки — восход солнца, утро, день, зенит дня, вечер, ночь, полночь. Так устроенный Творцом, знакомый и привычный человеку естественный день в богослужении стал предметом осмысления и основой организации суточного круга.

Осмысление часов дня в богослужении известно еще из ветхозаветной практики: там были, например, утренние и вечерние жертвы. И важнейшие службы церковного дня складываются на самой заре христианства. Каким образом?

Надо сказать, что особенное положение христиан на начальном этапе истории Церкви, положение гонимых конечно же рождало необходимость в том, чтобы скрываться, уединяться, не привлекать излишнего внимания. Естественно помолиться утром, когда ты еще в доме, который в какой-то степени тебя защищает, в кругу семьи. Очень естественно и просто рождается идея утренней молитвы, хвалы Творца, просьбы о благополучном дне. В течение дня молитва может быть достаточно краткой: в определенные часы вспоминаешь Творца и молишься Ему — идея обращенности к Богу в течение дня идет с древнейших до самых новых времен. И есть вечер, когда ты уже свободен от трудов и можешь пойти в собрание единомышленников, вознести хвалу Богу.

Как мы знаем, богослужебный день начинается с вечера. И это первое, что всегда поражает, удивляет и требует комментариев. Самое простое и известное объяснение такому порядку дает первая глава книги Бытия: «И был вечер, и было утро: день один». Таким же образом описаны все дни — или этапы, если говорить более взвешенно, — творения.

Но есть и еще другие попытки объяснения.

Человек — кем бы он ни был: царедворцем, землепашцем, торговцем — к вечеру устает. Вечер и уж тем более ночь — время отдыха, время, свободное от суеты и забот, время, когда мир спит… и не так уж сильно мешает молитве. Христианам предлагается другой, отличный от мира, путь и другая логика: «Ты устал, но это не важно. Все ночью спят или, может быть, даже веселятся, но это не для тебя». Богослужебный день — это преодоление. Вечером, когда окончены мирские дела, начинается самое главное — вечернее собрание общины (вспомним, что на раннем этапе исторического развития христианской Церкви Евхаристию можно было совершать вечером), молитва перед сном, индивидуальная или храмовая, молитва в полночь, которая прерывает твой сон и таким образом его сокращает, и — молитва утренняя, приводящая человека из ночи к утру, из тьмы к свету.

Идея ночной молитвы с любовью будет воспринята в монашестве. Для монахов она станет преодолением за конов естества: спать хочется, ты устал, но есть нечто более важное, чем отдых.

Sotvorenie-sveta-mal-660x450.jpg

Сотворение света. Мозаика. Собор Сан-Марко. Венеция. XIII в.

Восход солнца должен восприниматься всегда как чудо, как неожиданность, каждый раз как милость Божия. Просто это возобновляемое чудо: мы надеемся каждый день, что солнце взойдет сегодня, что дни этого мира продолжатся; точно так же мы идем в храм и надеемся, что чудо литургии произойдет. Но об этом — о регулярных чудесах — разговор еще впереди.

Итак, понять, какая логика вложена в устроение богослужебного дня, очень просто — эта логика знакома всякому человеку, так же как знакомо ему понятие утра, дня и вечера.

Девять последований дня

Богослужебный день в привычном для нас виде происходит из практики иерусалимского Храма Гроба Господня и палестинских монастырей. Он состоит из девяти последований, или служб: это:

  • Вечерня
  • повечерие
  • полунощница
  • утреня
  • первый час
  • третий час
  • шестой час
  • чин изобразительных
  • девятый час.

Самыми главными в суточном круге богослужебными собраниями первых христиан были вечерня и утреня. И это очень понятно: утро и вечер — время, как мы говорили выше, свободное от работ, время, когда община могла собираться, имея тему своей молитвы. Это конечно же не какая-то конкретная просьба — о разрешении затруднения в жизни конкретного человека, проблемы в семье, на работе, — нет, здесь такая «магазинная» логика не действует.

3.png

Темы богослужебных собраний гораздо более высокие, чем просьба о чем-либо земном (хотя конкретные просьбы апостолов Христос исполнял: если нужно было заплатить налог, то монетка чудесным образом появлялась).

Но все-таки причина для богослужений и собраний не была такой конкретной, такой материальной. Община христианская собирается для того, чтобы славить Творца, и для того, чтобы являть исполнение Его призыва: «Да будут все едино». Чтобы в любви и жажде общения произносить молитвы, обращенные ко Господу.

Из книги «Как устроено богослужение Церкви»

Источник: Никея

Теги: