«Что в имени тебе моем?»

  • Автор обзора: Анна Шепелёва/Православное книжное обозрение

ПРАВОСЛАВНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ. О праздниках и святых женских именах.
Зоберн В. М., сост. М.: Институт православной книги, 2019. — 576 с. ИС Р19-901-0009 ISBN 978-5-17-114173-8


В своем известном стихотворении Александр Сергеевич Пушкин вопрошал: «Что в имени тебе моем?». Шекспировская Джульетта, размышляя о том же самом, спрашивала себя: «Что значит имя?». Похожим вопросом, кажется, задался и известный литератор, издатель и автор-составитель книг православной тематики Владимир Зоберн — он выпустил новый сборник под названием «Православный женский день. О праздниках и святых именах».

Прежде чем рассказывать о самой книге, пожалуй, стоит сказать несколько слов о новом издательстве, в котором она вышла. «Институт православной книги» возник как импринт, то есть, одно из тематических подразделений, на базе издательской группы АСТ по благословению митрополита Псковского и Пороховского Тихона (Шевкунова). Фактически «Институт православной книги» является частью светского холдинга, однако литературу выпускает с одобрения Издательского совета Русской Православной Церкви после присвоения соответствующего грифа.

Книга «Православный женский день» стала одной из первых ласточек издательства. И, кажется, дебют прошел весьма успешно — по крайней мере, сами издатели говорят о большом читательском интересе к сборнику. И интересе ожидаемом: практически каждая работа Владимира Зоберна — а он составил такие известные сборники, как «Бог и Победа», «Духовник Президента», «Благословите женщину» и другие — становится бестселлером. Что уж говорить о книге, которая, по словам самого автора, представляет собой не что иное, как путеводитель по самым распространенным женским именам!

Интерес к именам всегда был свойственен человеку. Порой мы пытаемся усмотреть в значении своего имени едва ли не судьбу; соотносим с именами те или иные черты нашего характера и даже внешности, — что, кстати, пытался логически обосновать священник Павел Флоренский в своей спорной, но небезынтересной философской работе «Имена». Церковь тоже утверждает: имя — вещь сакральная. Однако едва ли стоит воспринимать его как нечто определяющее или влияющее на нашу жизнь. Вот, например, как об этом высказался в своем труде «Водою и Духом» протопресвитер Александр Шмеман: «Имя каждого христианина считалось святым, и потому с самого детства его учили уважать свое имя. Из этого интуитивного ощущения святости имени развилась традиция давать ребенку имя какого-нибудь святого, то есть имя, уже “реализованное” как святое каким-либо христианином. <…>

Традиция эта была плодом живого опыта Церкви как “сообщества святых”, уверенности в том, что святость есть единственное истинное назначение и призвание человека».

По сути, к этой же мысли подводит читателей в своей книге «Православный женский день» и Владимир Зоберн. Уже сама компоновка сборника, кажется, должна наводить на подобные размышления об особенной, духовной значимости имени. Автор собрал наиболее распространенные женские имена, расположив их по главам в соответствии с православным Месяцесловом и годичным богослужебным кругом. Таким образом, читательницы смогут узнать, в какой день совершается память тех святых, чьи имена они носят, и поближе узнать об этих великих личностях. В книге приводятся фрагменты житий, взятых из самых разных источников, среди которых знаменитые труды святителя Димитрия Ростовского, агиографические произведения Евгения Поселянина и многие другие — для удобства полный список литературы собран в конце книги.

У сборника есть подзаголовок — «48 лучших историй для души». Знаток литературы конца XIX — начала XX века, в том числе детской и юношеской, Владимир Зоберн подобрал к каждому женскому имени, а также двунадесятому церковному празднику, о которых тоже рассказывается в сборнике, художественное или публицистическое произведение, в которых они упоминаются. Так, например, в главе, посвященной имени Екатерина, кроме жития святой великомученицы Екатерины читатели найдут увлекательный отрывок из книги Михаила Пыляева «Старый Петербург». В главе «Один день Екатерины Второй» Михаил Пыляев, известный знаток и собиратель старинных исторических анекдотов, раскрывает любопытные и далеко не самые известные детали из жизни императрицы. Забавен и одновременно назидателен сюжет о том, как однажды утром Государыня увидела старуху, которая пыталась поймать курицу: «Узнайте, что это значит?» — повелела императрица. Государыне донесли, что внук этой старухи служит поваренком и что курица казенная и украдена. «Прикажите же навсегда, — сказала Екатерина, — чтоб эта старуха получала всякий день по курице. Этим распоряжением мы отвратим от воровства молодого человека, избавим от мучения его бабушку и поможем ей в нищете».

А рядом с именем Анна, помимо жития святой пророчицы Анны, матери пророка Самуила, можно прочесть отрывок из дневника Анны Григорьевны Достоевской, супруги великого писателя, в котором она трепетно, но со свойственным ей юмором, описывает момент, когда Федор Михайлович впервые признался ей в любви. Надежда Тэффи, Александр Куприн, Алексей Ремизов, Владимир Немирович-Данченко, Лидия Чарская, Михаил Салтыков-Щедрин, Федор Достоевский — произведения этих и других авторов вошли в сборник наряду с работами известных духовных писателей, таких как митрополит Вениамин (Федченков), протоиерей Григорий Дьяченко, протопресвитер Василий Бажанов, Евгений Поселянин. Все эти тексты, такие разные на первый взгляд, роднит одна очень важная черта: они заставляют задуматься о том, что существует нечто большее, чем суетливый житейский круговорот. Святые, о которых рассказывается в книге, как и герои представленных в ней художественных произведений, показывают читателям пример любви к Богу, милосердия, сострадания и доброго отношения к ближнему. И поневоле меняется отношение к именам, еще недавно казавшимся простыми и обыденными, когда читаешь о том, какими были святые, прославившие их в веках своими духовными подвигами. Возможно, книга Владимира Зоберна «Православный женский день» заставит задуматься и родителей, собирающихся назвать своих дочерей именами модными и экзотическими, но никакого духовного смысла не несущими. И, может быть, вместо Мишели, Миланы или Весты появятся новые Марии, Пелагеи и Веры. Кстати, в этой связи вспоминается забавное, но по сей день актуальное стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «В защитудетей», где есть такие строчки:

Если только ты умен,

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Владимир Зоберн называет свою книгу путеводителем по женским православным праздникам. Но, прочитав книгу «Православный женский день», не только узнаешь дату своих именин, а по-новому начинаешь чувствовать полную духовного смысла красоту православных женских имен. И главное — понимаешь, что в христианском имени заложено гораздо большее, чем просто красивое звучание.