Непотерянное время

  • Автор обзора: Олег Добров

Ерошкин А. Лето под парусом.
Москва.: Сибирская Благозвонница, 2019. –380 с. илл.


Есть различия между литературой о детях и литературой для детей. Для того чтобы свести воедино эти два вектора, нужен изрядный талант, и даже наличие оного не всегда приводит к гармонии слова и мысли. Поэту и прозаику Алексею Ерошкину в книге «Лето под парусом» удалось их свести. Более того, он ввёл и третий вектор – дело. 

Дело благое, ведь повествование идет о воспитании подростков, вольно или невольно оказавшихся вне домашнего уюта, для которых семьей стала школа при Николо-Шартомском монастыре.

Дело трудное, ведь к каждому подростку нужно найти свой ключик, чтобы с годами душа его душа не дрогнула перед соблазнами наших дней, не зачерствела и не потеряла себя в мирской суете.

Сюжетно книга Ерошкина на первый взгляд похожа на беллетризированное сочинение на тему «Как мы провели лето». Композиционно – своего рода дневник путешествия ребят во время каникул в Юрьевец, дневник, обильно проиллюстрированный фотографиями, словно в поисках утраченного времени, возвращающий автора и читателей в год 2005-ый. Но, казалось бы, бесхитростное повествование, не украшенное вывертами современного постмодернизма, буквально с первых же страниц начинает отзываться какой-то давно забытой мелодией, голосами детских друзей, временем больших надежд… И невольно позавидуешь, что в твоем детстве не было таких воспитателей, как отец Агафангел, отец Дионисий и других учителей, которые не только делились знаниями, но и готовили к тому, чтобы не дрогнуть, если наступят времена испытаний.

Несомненной авторской удачей является вплетение в ткань повествования рассказов отца Агафангела, которые исподволь служат укреплению духа подростков. А инструктор Николай Николаевич закаляет их волю и мужество во время нелегких блужданий среди лесов и болот.

После прочтения книги Ерошкина невольно вспомнились две иные книги. 

Первая – «Республика ШКИД» Григория Белых и Леонида Пантелеева, изданная в 1927 году и экранизированная в 1966-ом. В юном возрасте книга и фильм воспринимались чуть ли не как комедии, благо написана повесть была талантливо, да и фильм тоже был неплох. Только с годами, когда появляются свои дети и внуки, понимаешь, что беспризорники, оказавшиеся в школе социально-трудового воспитания, словно в насмешку названной именем Достоевского, это не беззаботные школяры, а жертвы чудовищного эксперимента, проведенного над Россией. И тогда сквозь легкость слога и веселые вроде бы истории проступают их отчаянные поиски радости в те голодные и холодные годы, их судорожные попытки сохранить или обрести человеческий облик среди демонических теней, переполнивших разрушенную страну. Неудивительно, что образы наставников и учителей, в большинстве своем случайно оказавшихся в этой школе, мелькают как в калейдоскопе, их ответственность за судьбы подростков носит формальный характер. Не зря их обзывают «халдеями». Тогда как у Ерошкина воспитатели и наставники школы при монастыре – неравнодушные люди, задача которых воспитать цельную личность человека с православным мировоззрением, любящего ближних и свое Отечество, готового жертвенно служить им. И если в «Республике ШКИД» воспитуемые большую часть времени предоставлены сами себе, то в книге «Лето под парусами» видно, как воспитатели постоянно находятся с детьми, приучая их к любви к Богу, труду и послушанию, разделяя с ними тяготы жизни и радости праздников.

Вторая книга – «Педагогическая поэма» Антона Макаренко, в свое время весьма широко растиражированная, но мало кем прочитанная до конца. Сотрудник ГПУ, создавший под эгидой своей зловещей организации колонию для беспризорников и несовершеннолетних преступников, пытался общественно полезным трудом «перековать», как тогда говорили, криминальный элемент граждан, лояльных системе. Несмотря на некоторые успехи Макаренко (кое-кто из его воспитанников стал даже чекистом), несмотря на поддержку колонии, названной, кстати, его именем, Максимом Горьким, подобный эксперимент был сочтен несовместным с «советской воспитательной системой». И это несмотря на абсолютную приверженность воспитателей советской власти, несмотря на очевидные успехи колонии в выпуске общественно полезных членов общества! Очевидно, что власти предержащие, возможно на инстинктивном уровне, поняли, что воспитание молодого поколения вне догматических методик (и неважно, что догмы могли меняться каждую пятилетку) – это мина под идеологический монолит безбожного государства. В этом случае выражение «бей своих, чтобы чужие боялись» как никогда отражает ситуацию с педагогическими экспериментами советских времен.

В наши дни нет единой системы образования. С одной стороны, это, казалось бы, не очень хорошо. Но с другой – пока общественная система не закостенела, стоит задуматься о возможности продуманного и неторопливого создания новых монастырских школ. Именно поэтому книга Ерошкина представляет интерес не только для взрослых или несовершеннолетних, но и для тех, от кого, возможно, будет зависеть будущее нашей страны.