Чудесные и достопамятные события на Святой Горе Афонской

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Чудесные и достопамятные события на Святой Горе Афонской

М.: Сибирская Благозвонница, 2021. — 396 с.


Под понятием «Русский Афон» подразумевают и русские обители Святой Горы, и многочисленную русскую святогорскую монашескую общину, сложившуюся в XIX - начале XX века, с ее добрым внутренним устроением, а также и спасительное духовное влияние Афона в России. Оно глубоко там утвердилось, начиная с 1840-х годов, через подвижническую деятельность старца Иеронима (Соломенцова) и его учеников. Велась назидательная переписка с русскими людьми, распространялись душеполезные книжные издания, в которых среди всего прочего печатались рассказы из жизни святогорцев. Сегодня и мы можем прикоснуться к этому духовному наследию Русского Афона благодаря книге, вышедшей в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. Она называется – «Чудесные и достопамятные события на Святой Горе Афонской: Рассказы братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря».


1. Прежде всего, скажем несколько слов о старцах Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонахе Иерониме (Соломенцове) и схиархимандрите Макарии (Сушкине). Старец Иероним на протяжении полувека, с 1836 года до своей кончины в 1885 году, подвизался на Афоне. В течение 45 лет он был духовником и старцем братии Русского монастыря, был также строителем и благоукрасителем обители, организатором и благоустроителем всех сторон ее жизни. Старец Макарий (Сушкин) был его учеником и преемником, он стал продолжателем великого дела своего духовного отца, и он же окончательно восстановил русское монашество в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон.

2. Как говорится в предисловии издания, старцы Иероним и Макарий при жизни своей вдали от Отечества проделали громадную работу. Их старанием почти полностью сформировался настоящий внешний вид монастыря, к последней трети 19 века число братства возросло до восьмисот человек, в обители был установлен образцовый общежительный порядок, из России нескончаемым потоком прибывали паломники. Русские богомольцы видели здесь высокое духовное устроение, пример жизни подвижнической, мира и любви. Зная, сколь важно просвещение народа, какую великую нравственную пользу приносит чтение духовных книг, старцы много внимания уделяли просветительско-издательской деятельности.

3. Книги издавались в большом количестве, они пользовались спросом и, по свидетельству очевидцев того времени, имелись почти в каждом духовном учреждении, учебном заведении, в каждом монастыре России. С 1878 года стал выходить ежемесячный журнал «Душеполезные размышления» (в 1888 году переименованный в «Душеполезный собеседник»), который благодаря своей дешевизне был доступен всем. В количестве 15-20 тыс. экземпляров ежемесячно журнал бесплатно раздавался и рассылался по всей России. Помимо книг и журнала обитель выпускала так называемые листки и брошюры религиозно-нравственного содержания (например, такие: «Бог в природе», «О молитве», «Кончина мира, Страшный Суд и вечность мук», «О необходимости и пользе частого причащения Пречистых Таин Христовых»). Ежегодно распространялось бесплатно 300 тыс. экземпляров брошюр и около 2 млн. листков.

4. В письме игумену Андрею (Веревкину) от 6 ноября 1900 года митрополит Антоний (Храповицкий), в то время епископ, писал: «Получив огромное количество духовных книг, изданных обителью Вашей для раздачи народу, приношу преподобным отцам и братиям усерднейшую благодарность. Знал я, что св. Руссик издает книги, но не думал, что их издано такое множество». Обер-прокурор Священного Синода Владимир Карлович Саблер при встрече с афонскими монахами выразился так: «Ни одна обитель не издает столько книг, как ваша, за что мы и уважаем ее». С благословения старцев в обители собирались и записывались самые разные сведения из жизни святогорцев, рассказы о чудесных происшествиях, участниками или свидетелями которых были братия Пантелеимонова монастыря, – все то, что могло послужить для назидания и укрепления веры православного христианина.

5. С этой же целью духовно-нравственной пользы издается и настоящий сборник. В него вошли как уже публиковавшиеся тексты, так и тексты из архива обители, еще не выходившие в печати. Представленные материалы не рассказы в «литературном» смысле этого слова, но их можно назвать документальными свидетельствами, так как они повествуют о реальных случаях, бывших с насельниками монастыря или с их родными и знакомыми в России. Первую часть книги составляют несколько замечательных рассказов иеросхимонаха Иеронима, который будучи духовным писателем, обладал прекрасным литературным слогом. Его поучительные рассказы из наставнической практики публиковались в «Душеполезном собеседнике» под рубрикой «Из келейных записок афонского старца».

6. Вторая часть, самая обширная, включает тексты из рукописной книги «Афонский сборник замечательных происшествий и достопамятных событий», которая хранится в библиотеке Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Здесь представлены истории насельников обители, их рассказы о борьбе с искушениями, о Божием вразумлении нерадивым монахам, о явлении Самой Богородицы и святых, о Божием заступлении и помощи в минуту опасности, о призрачности мира сего и реальности мира иного. Ведь на Афоне чудо, то есть соприкосновение со сверхъестественным, не исключение из общего правила течения жизни, а факт действительности.

7. Эти рассказы братии дают ответ на вопрос, что с такой силой влекло русского человека на Святую Гору. Секретарь русского посольства в Константинополе Алексей Смирнов, посетивший Пантелеимонов монастырь в 1886 году, писал: «Большинство наших иноков вышло из народа темного, из крестьянства; не удобства, не приволье привлекли их сюда – сурова монастырская жизнь на Афоне. <…> Ни нужда, ни тяжелый труд, ни голод и холод не задушили в нем стремления ввысь…» Именно это – стремление ввысь, к Богу и вело человека на Святую Гору.

8. Третью часть этой книги составили фрагменты из «Воспоминаний о былом» иеросхимонаха Агафодора (Буданова), одного из выдающихся подвижников Русского монастыря, который последние двадцать лет жизни являлся главным духовником обители. Он оставил много рукописей с описанием своей жизни, духовного опыта и знаменательных событий, участником или свидетелем которых он был. О некоторых из них мы и узнаем из третьей части книги. Четвертая часть содержит выборку из журнала «Душеполезный собеседник» («Душеполезные размышления»).

***

Как отмечают издатели, при подготовке к изданию рукописных материалов орфография и пунктуация были приведены в соответствие с современными нормами русского языка, но литературной обработке тексты не подвергались, благодаря чему сохранены особенности языка «авторов». Под некоторыми текстами стоит подпись рассказчика, которая удостоверяет, что все изложенное – правда. В отдельных случаях, когда оказывалось нужным прояснить не очень понятные места, использовались квадратные скобки. Названия текстов тоже принадлежат «Афонскому сборнику». Пусть эта книга, - говорят издатели, - будет не просто интересна читателям, но окажется им полезной, обогатит новыми знаниями о Святой Горе – райском рассаднике «подвижников для неба».

Телеканал "Союз"/У книжной полки