Чудесный ларец

  • Автор обзора: Екатерина Монастырская

Бывают книги, прикоснувшись к которым не испытываешь никаких чувств, пролистываешь их: будь то глянцевый альбом фотографий, красиво изданная монография, посвящённая художнику или направлению в искусстве, или красочно оформленная книга, связанная со священной историей или традицией


С книгой «Святые покровители Земли Русской в миниатюрах Палеха», выпущенной в свет Издательским проектом Благотворительного фонда поддержки культурных и социальных программ «Классика», всё иначе.

Первое прикосновение вызывает восклицание: «Какой восторг!» - а пролистывание – сожаление: «Почему мне не восемь лет?» Контакт с книгой – чистое, беспримесное детское счастье, погружение в чудесный мир палехской миниатюры, в котором наивное и светлое соединены с утончённым и сложным, любое изображение – космично и отражает вселенскую глубину, мир, преображённый в лучах радости.

С первой страницы, верней, с форзаца, выполненного из тёмно-красной бумаги, напоминающей на ощупь переплетения холста, переходя к полуглянцевым тонким и плотным, как и всё издание, фронтиспису и авантитулу, на которых – образ Святой Троицы, пронизанный золотыми лучами и бело-золотое, как Кремлёвские Соборы, заглавие.

Читатель чувствует книгу наощупь, и это тактильное ощущение не менее важно, чем зрительное, потому что книга такого формата и тематики не может быть просто источником информации как таковым, но обязана стать «местом встречи» читателя с вдохновением и сопричастностью истории в её преображённом образе, увиденном иконописцем в житиях и ликах святых.

Книга состоит из 28 глав, посвящённым святым Русской Земли – её покровителям и защитникам – начиная с апостола Андрея Первозванного, просветителя легендарных скифов, святого Георгия-Змиеборца, образ которого на гербе Москвы – сам образ русской славы и святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, издревле чтимого русским народом, до святых бурного и трагического Двадцатого века – патриарха Тихона и Матроны Московской, свидетели чудесного заступничества которой – ещё живы и здравствуют.

Книга двуязычна – помимо русского текста половину каждой страницы занимает английский перевод. Так «Святые покровители….» становятся книгой для всех – детей и взрослых, русских и иностранцев, верующих и неверующих.

Но – главное – это изобразительная часть книги, которую невозможно назвать «иллюстрациями». Она – сродни сводам Грановитой Палаты, страницам рукописных книг, украшенным тончайшими миниатюрами, росписи старинных церквей, и волшебных шкатулок, где священное и сказочное слиты воедино чудесной кистью мастеров Палеха.

174 миниатюры – это настоящее богатство. Чего, казалось бы проще – взять уже готовое, благо изобразительного материала о житии святых – предостаточно, и проиллюстрировать издание знаменитыми иконами, житийными сценами, историческими гравюрами и фотографиями.

Но в том-то и главное достоинство книги – она – сама по себе произведение искусства, созданная в едином стиле и этот стиль создающая.

Авторы иллюстраций – это творческая мастерская Палешане: заслуженные художники России С.Я. Адеянов, В.А. Бушков, Н.Б. Кукулиев и народный художник России К.В. Кукулиева, возглавляемая народным художником России Б.Н. Кукулиевым.

Вглядываясь в миниатюры, сопоставляя различных авторов этой мастерской, несмотря на общий стиль и веками наработанные приёмы палехской школы, осознаёшь, насколько они – именно авторские, насколько индивидуальная манера и живописный язык одного мастера отличается от другого, насколько видны особенности каждого и чётко выражены черты творческой самостоятельности в рамках абсолютной и непререкаемой традиции.

Так, работы Н. Кукулиева отличаются особой классичностью; его понимание рисунка глубоко академично и совершенно. Каждая иллюстрация могла бы быть большой картиной, благодаря чёткому композиционному построению, умной проработке рельефа, тональных и цветовых отношений, планов. К примеру, таковы иллюстрации к повествованию о св. князе Владимире, крестителе Руси, во многом дышащие русским историзмом, а миниатюры о св. Иоанне Кронштадтском близки нашей реалистической школе.

Живопись С. Адеянова отличается деликатностью и тонкостью, изысканностью композиции, большей уплощённостью объемов, объединяемых чётким, играющим толщиной в зависимости от планов, контуром, именно такая игра линий создаёт глубину, особый как бы низкий рельеф. Удивительно тонко написаны облака, волны, травы, деревья, горки, парящие складки одежд, лики. Общее впечатление от этих произведений – ощущение гармонии, полёта и совершенства – при очень нежной, как на картинах Боттичелли, цветовой гамме, и сходным с этим мастером Возрождения использованием линии и проработкой формы. Такова «Молитва св. Василия Блаженного у неблагочестивого дома или сцены из жизни преподобной Евфросинии Полоцкой.

Миниатюры В. Бушкова – Архитектурны и сценичны. Города, терема, кремли, корабли – не просто театральный задник или условное изображение, а участники действа. Мир Палехской миниатюры – предельно одушевлён, каждая деталь важна художнику. Таковы картины, посвященные святому праведному воину Фёдору Ушакову. Работа с историческим материалом восхищает зрителя.

Художники К. и Б. Кукулиевы – создают масштабные полотна битв и торжеств, многолюдные, где происходит множество действий одновременно, а так же умещаются миры и времена. Таковы вступление святого благоверного князя Даниила в Москву или сцена, где Кузьма Минин читает грамоту Патриарха Гермогена.

Глядя на эти работы невольно вспоминаются слова Осипа Мандельштама, сказанные о гравюрах выдающегося русского художника Владимира Фаворского, близкого в своём искусстве народному, в том числе – палехской школе:

Как будто я повис на собственных ресницах
В толпокрылатом воздухе картин
Тех мастеров, что насаждают в лицах
Порядок зрения и многолюдства чин.

Мои друзья-иностранцы всегда удивлялись образцам наших народных промыслов – вот искусство, вроде – народное, а сколько в нём аристократизма, тонкости, высочайшей виртуозности исполнения.

Палех – вершина народного искусства.

Возникший в восемнадцатом веке, когда традиционная русская живопись «вышла из моды», уступив импортированным из Западной Европы барокко, рококо, ампиру и академизму, его мастера, упрямо верные традиции, сохранил русскую манеру; в годы советской власти – когда религия оказалась под запретом – воплотили её вселенский дух в небольшие, но наполненные самим смыслом красоты сюжеты – от жатвы, полёта птицы-тройки, до покорения Космоса. Традиция жива, и теперь она вернулась к своему изначальному призванию, обогащённая тонким виденьем и чувствованием красоты окружающего мира.

Во вступительном слове к «Святым покровителям Земли Русской в миниатюрах Палеха» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к читателям с словом о братстве, любви и устремлении к святости и чистоте, выраженном в примерах жизнеописаний святых, о которых рассказывает книга.

Патриарх пожелал «всем читателям данного альбома духовной пользы, а также радости от приобщения к искусству палехских мастеров».