Детские вопросы и недетские ответы

  • Автор обзора: Телеканал Союз

Протоиерей Максим Козлов. Детские вопросы и недетские ответы о вере, Церкви и современной жизни.


В наше время вместе со взрослыми церковный порог впервые переступают ребята, которые обратившись к Богу, задают немало как детских, так и совсем недетских вопросов. В 2001 году издательством храма святой мученицы Татианы был выпущен «Детский катехизис», составленный протоиереем Максимом Козловым. В этой книге священник отвечал на многие возникающие у подрастающего поколения вопросы, рассказывал о том, как православному человеку следует относиться к различным явлениям современной жизни.

Сегодня Вашему вниманию предлагается третье издание книги, только издатели решили изменить название на более понятное современному читателю. Теперь она называется – «Детские вопросы и недетские ответы о вере, Церкви и современной жизни».

***

Итак, автор этой книги протоиерей Максим Козлов – священник, известный богослов, педагог и религиозный публицист. С момента передачи храма Святой Мученицы Татианы при Московском университете Русской Православной Церкви он был его настоятелем. С 2012 года назначен настоятелем Патриаршего подворья — храма прп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве. Что происходит в храме, из чего со­стоит Причастие, когда будет конец света, как стать священником, какую музыку можно слушать?.. На эти и другие вопросы школьников отвечает отец Максим. И конечно, за прошедшие годы, после выхода в свет первого издания, изменилось многое, ведь жизнь не стоит на месте. Поэтому издатели вновь обратились к старшеклассникам, чтобы они подсказали, какие вопросы волнуют их в нынешнее вре­мя.

Часть вопросов, которые вошли в первые два издания, потеряли актуальность, и они были исключены из нового издания. Ну а многие вопрошания о главном в жизни остались неизменными. Однако появились новые проблемы, с которыми сталкиваются наши дети, тогда как раньше таких проблем не существовало. За последние годы в нашу жизнь активно вошел интернет. Что стоит за общением в социальных сетях и как к этому относиться? Как не потеряться в океане информации? Эти вопросы волнуют всех: и детей, и взрослых... Различного рода зависимости, компьютерные игры, наркотики - печальные реалии современности. Как жить подрост­ку в современном мире, если он хочет быть право­славным? Как православному молодому человеку следует относиться к различным явлениям совре­менной жизни? Новые вопросы и новые ответы появились во многих разделах книги и предлагаются вниманию читателя.

Обратимся к книге и прочитаем отдельно взятые вопросы и ответы. В первом разделе под названием «Господь Бог» мы находим такие вопросы. Первый: «Кто создал Бога?» Отец Максим отвечает: «Никто не создал Бога. Вот Бог создал мир из ничего - сообразите, как это - создать из ничего и кому это под силу, а Господь был всегда, предста­вить себе это трудно, вы, наверное, и не сможете, да и я тоже, но так оно есть». Второй вопрос: «Где живет Бог?» «Везде и нигде, - говорит священник. - Нет такой избушки на курьих ножках, нет таких царских палат, нет такой хижины нищего, где бы обитал весь Господь. Но и нет такого сердца человека, в которое Он не мог бы войти. Так что - везде и нигде».

Один из школьников спросил: «Мне говорили, что Бог был всегда. Как это может быть, ведь у всего есть начало?» Этому любознательному человеку автор ответил так: «У всего, кроме Бога. Хотя не у всего есть начало: у круга, скажем, нет начала или, например, у времени, так, как мы его здесь видим, нет ни начала, ни конца, у многого другого, о чем будешь задумываться, вдруг обнаружишь, что ни начала, ни конца не обретается; вот будешь прохо­дить геометрию Лобачевского, узнаешь, что и там есть фигуры, не имеющие ни начала, ни конца. Так что не все, что нельзя мысленно представить, есть бессмысленное». О том, «как выглядит Бог?» - отец Максим говорит следующее: «Я начну отвечать на этот вопрос с другой стороны. Я расскажу, как Бог не выглядит. Бог не выглядит, как седовласый старик, сидящий на облаке, из которого сияет солнышко или дождь льется на Землю. Бог не выглядит, как Его представляли древние язычники: как крокодил, как бегемот, как Афина Паллада, как многорукая богиня Кали и еще как многое и многое другое. Бог не выглядит, как думают о том шаманы на Севере и колдуны в Полинезии.

«Бог, - говорит отец Максим, - не статуя, не идол, не чурбан. Бог - даже не Солнце и не Луна. Еще сильнее скажем: Бог - это еще не весь наш мир. Вот иные смотрят на землю и думают: «Мать сыра земля». Смотрят на небо звездное и мыслят: «Бог в мире растворен». И это не так, потому что это творе­ние Божие, это все Богом сотворено, но это не есть сам Бог. Так говорить о Боге нас учат Святые Отцы». Как отмечает автор, «есть греческое выражение «апофатический метод богословия», то есть когда мы гово­рим о Боге отрицательно, что Бог не есть, чтобы Его с чем-то или с кем-то не спутать. Об этом говорится в начале Евангелия от Иоанна: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Мы можем сказать о Боге определен­ное, что явил нам Господь, Иисус Христос - воплотив­шийся Сын Божий, Который является и подлинным человеком, как мы с вами, и Богом. Каким мы видим Его на иконах, как повествует о Нем церковное преда­ние, так выглядит Бог воплотившийся человеком, как мы с вами, и Богом. Каким мы видим Его на иконах, как повествует о Нем церковное преда­ние, так выглядит Бог воплотившийся».

А вот очень насущный вопрос, который волнует больше всего неверующих людей, но возникает и в православной среде. Звучит он так: «Почему Бог допускает войны?» «Спроси самого себя, - отвечает батюшка, - почему ты постоянно дерешься, не слушаешься и не можешь жить в полном мире со всеми людьми? Вот потому, что в нас живет грех непослушания и своеволия, он живет и в народах, и в государствах, и в жизни людей. И путь тут только один: чем меньше будет в нас непослуша­ния, зла, насилия, тем меньше его будет вокруг нас». Таким вопросом завершается первый раздел книги, а следующий, который называется «Вера и человек», открывается ответом на вопрос: «Зачем Бог создал людей?» «А вот не знаем, - говорит батюшка. - Не знаем, зачем Бог создал людей, зачем Бог создал мир, знаем только, что за этим стояла любовь Божия. И знаем, что Господь ищет ответной любви, не заставляет нас его любить, не заставляет нас всех стать принудительно хорошими, как у Достоевского один герой хочет всех сделать при­нудительно хорошими, вот Господь, в отличие от этого героя, Великого Инквизитора, хочет, чтобы мы сами откликнулись душой на все то, к чему Он нас зовет».

В соответствии с названием этого раздела, давайте остановимся и на вопросе: «Что такое вера в Бога?» Что же об этом говорит отец Максим? А говорит он следующее: «Вера. Самое главное в ней - уверовать, что Господь существует. Но просто знать, понимать разумом, что Бог есть, этого мало для православного и вообще для христианина. Сказано ведь, что и бесы веруют, то есть знают, что Господь есть, но при этом не отходят от греха, поэтому знать - это мало, нужно доверять Богу, доверять воле Божией и в хороших свойствах, и в дурных, и когда нас хвалят, и когда порицают, и когда мы здоровы, и когда здоровье нас оставляет, и когда нас любят, и когда нас ругают, знать, что Господь всегда с нами, что больше того, что мы можем вытерпеть, Он нам не даст испытания.

Ну и еще, отмечает священник: быть верным Христу, верность - это тоже обя­зательное свойство православного христианина, вер­ным и решительным во все времена, и решить: или быть верным до конца и всего лишиться в этой жизни, а может, и самой жизни, или все иметь, но отречься от Христа. Эта верность воспитывается с малого: к при­меру, идет пост, вы идете мимо киоска с мороженым, вам хочется съесть порцию, но вы хотите быть верны­ми Христу и отказываетесь: «Я буду верным Христу и не стану есть того, что мне приятно». Вот сидит со­седка, которую я страстно хочу дёрнуть побольней за косичку, но я сдержусь и не сделаю этого ради Христа. Вот что такое вера: уверенность, доверие и верность».

***

Еще множество других насущных для нашего времени детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и современной жизни содержит эта книга. Она призвана помочь преодолеть дистанцию между Церковью и жизнью в современном мире. Много нового, интересного и полезного найдут для себя не только дети, но и их родители, бабушки и дедушки. Кроме того, написанная в простой и доступной форме, эта книга по словам митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, «принесет большую пользу и тем, кто еще не определился в духовном выборе своего жизненного пути к «познанию истины, относящейся к благочестию, в надежде вечной жизни» (Тит. 1,1)».


Программа "У книжной полки" / Телеканал "Союз"

Теги: