Детские вопросы и недетские ответы

  • Автор обзора: Екатерина Ратникова

Прот. Максим Козлов. Детские вопросы и недетские ответы о вере Церкви и современной жизни. М.: Храм Татианы (Святой мученицы) при МГУ, 2016 год


Книга «Детские вопросы и недетские ответы о вере» выдерживает уже третье издание, меняясь вместе с современностью и дополняясь новыми неожиданными текстами. Она составлена из отрывков бесед протоиерея Максима Козлова с детьми: дети задают самые разные важные для них вопросы, напрямую или косвенно связанные с верой, а он отвечает. Издание призвано помочь родителям в семейных беседах, а также детям, желающим разобраться в своем отношении к Богу и миру самостоятельно, но по какой-либо причине стесняющимся обратиться к священнику лично.

Сразу хочется отметить, что далеко не все задаваемые здесь вопросы относятся к так называемым «детским» (связанным с желанием узнать что-то новое от более опытного взрослого). Простых для взрослого диалогов и очевидных проблем незнания в книге достаточно, но нередко речь идет и о проблемах очень сложных, очень личных, интеллектуальных или нравственных. Для решения некоторых из них обращения к священнику недостаточно, и это тоже показано в книге (по воле автора или помимо ее - непонятно, да и неважно).

Содержание вопросов и ответов объединяется в несколько тематических групп, благодаря чему легко найти нужный вопрос (или вопрос, похожий на то, что, возможно, потенциальный читатель хотел бы спросить сам): «Господь Бог», «Вера и человек», «Научное знание», «Праздники, культура», «Православие и иные веры» и т.д. Важно и то, что наша мирская современность тоже находит отражение: например, дети задают вопросы о том, как себя вести в неверующей компании, что делать, если очень хочется выкладывать свои фотографии в сети или играть в компьютерные игры, что лучше посмотреть по телевизору и в каком количестве… Некоторые вопросы вообще непредсказуемы: например, один ребенок спрашивает, можно ли носить футболки с изображением святых, а другому интересны футболки с изображением популярных артистов и мнение о них священника. Хорошо, что эти и подобные им вопросы и ответы на них включены в сборник. Ведь объяснения наиболее типичных явлений и категорий Православия утверждены долгой историей и многими правилами, и, усвоив последние, разные священники примерно одинаково транслируют их другим. А вопросы личные, неожиданные, связанные не столько с общими понятиями, сколько с конкретными ситуациями, задаются духовнику скорее не как носителю общецерковного опыта, а как человеку, не только работающему, но и живущему в православной традиции. Они заставляют его вспоминать, прогнозировать, размышлять и через мысль выражать себя, свою личность и свой опыт.

Именно в ответах на «небанальные» вопросы видна личность отца Максима, его убеждения, его собственные взгляды на жизнь. И, судя по ответам, он предстает перед нами человеком спокойным, терпимым к разным людям и разным слабостям, старающимся в первую очередь не допустить розни семейной, расовой, религиозной и какой бы то ни было иной. Вот кто-то из детей спрашивает, можно ли ходить на охоту, и ответ звучит: можно, если в охоте нет упоения убийством и жажды наживы. Кажется на первый взгляд, что далеко не всегда с таким утверждением можно согласиться. Для взрослого человека, например, лесника, попавшего в опасность или добывающего пропитание, церковное одобрение охоты как необходимости верно. Может быть (не уверена), с таким же ощущением жили лучшие русские солдаты времен Суворова, которым приходилось идти на врага с чувством чистой совести и уверенности в своей правоте. Но как быть с детьми, особенно современными? Например, мудрая и зоркая Александра Ишимова в своей «Истории России для детей» предупреждает: «Охота, во время которой люди с таким весельем убивают невинных животных, располагает сердце к жестокости, и дети, так легко воспринимающие все впечатления и не имеющие еще рассудка взрослых людей, чтобы предохранить себя от дурных, никогда не должны видеть охоту, а не только сами участвовать в ней». Это ее личное мнение, которое выглядит здраво, и которое она подкрепляет, между прочим, примером методичного воспитания жестокости в Иоанне Грозном, которого возили на охоту с малолетства (хотя кто тогда не охотился?). С другой стороны, в каждой семье свои устоявшиеся традиции, и в современных условиях, конечно, священники часто мягко относятся к ним, жестко оговаривая главное правило: убийство ради убийства, не по делу, а просто так - большой грех. Поругаться, например, с отцом-охотником, который хочет показать сыну свое любимое дело, хуже, чем участвовать в охоте, приносящей семье мясо - таково внутреннее послание ответа отца Максима (хотя напрямую он об этом нигде не говорит).

Примерно в таком же ключе (любовь к родным вопреки своему желанию и их поведению) он отвечает на некоторые другие, более тяжелые, вопросы. К сожалению (или к счастью), кратких ответов тут недостаточно, и это очевидно при чтении. Вопрошающим (а также их родителям) надо идти к психологу, а не к священнику. Вот, например, ребенок спрашивает: «Батюшка, у меня очень плохой характер. Порой мне не хочется жить… Прошу у Господа изменить характер, но ничего не получается, и я начинаю роптать. Подскажите, пожалуйста, как молиться и кому и что делать?» Батюшка, конечно, предлагает очень правильные вещи: вычислять по одной негативные грани своего характера и бороться с ними постепенно. «Если взяться за главный свой недостаток со всей силой, то, с помощью Божией, будет победа». Это верный подход. Но ведь по словам ребенка видно, что тут дело не в лени его, а в том, что ему плохо. Возможно, так плохо, как не было еще ни разу в жизни, раз ему не хочется жить. Скорее всего, это подросток (хотя возраст спрашивающих ни в одном из диалогов не обозначен), и у него длительное депрессивное состояние, а ему предлагают «не далее как с завтрашнего утра» собраться с силами и начать действовать (да неужели же он не действовал, раз осмелился говорить со священником так искренне?!). Но вместо сочувствия он получает обесценивание своих чувств, хотя, скорее всего, отец Максим никоим образом не хотел его задеть. А ведь, например, то же самое указание на постепенное исправление характера можно сделать более мягко, более эмпатично, начав свой совет с выявления ребенком лучших качеств в себе, а не худших, и с повышения его самооценки - ведь человек со здоровой самооценкой (что не стоит путать с себялюбием) ведет себя более адекватно с другими людьми, чем нелюбящая себя жертва, которой предлагают исправить проблемы, не исправляя причину проблем. Просто сравним эту ситуацию с другой, хотя внешне и похожей: «Как мне избавиться от язвительности? Моя колкость обижает людей, а справиться не могу». Почти та же проблема, но какой контраст восприятия ее самим ребенком! Вот тут как раз можно и нужно предлагать бороться с собой (что батюшка в шутливой форме и делает). Но никак не в случае, когда человек говорит, что у него «плохой» характер («плохой» - резко оценочное слово, признак внутреннего отчаяния, разочарования в себе), когда он уже успел испытать, что такое не хотеть жить.

Другой собеседник спрашивает: «Есть заповедь - чтить мать и отца. Но если отец меня ненавидит, что делать?». Любить отца, по-христиански смиренно отвечает протоиерей Максим, и прав в этом, потому что, действительно, нет более страшного оружия против ненависти, чем доброта. Но хорошо было бы спросить человека в ответ, в какой форме проявляется эта ненависть? Почему ребенок считает, что это именно она? Есть ли в данном случае угроза здоровью и жизни ребенка со стороны отца? Или же у них временные расхождения во взглядах, осложняющие совместную жизнь (и тогда действительно сыну из любви к отцу лучше смириться и перестать спорить)?

«Грешат ли родители, когда в наказание бьют детей? Если меня бьет папа - это же плохо?». Пожалуй, это самый страшный, самый острый и неоднозначный вопрос в книге, который, по идее, надо бы решать путем наиболее долгого диалога. Необходимо сразу же, прямо в ту же минуту, выяснить, как бьют ребенка и почему - сразу после провинностей (каких? как сильно? как часто?) или спустя какое-то время? Хорошо бы спросить у него, бьет ли папа сходу, или пытается сперва объяснить свою позицию словами (кстати, ведь фигурирует именно слово «бьет», а не «шлепает», к примеру), поинтересоваться, бьет ли он маму… Но отец Максим тонко уходит от ответа, ограничиваясь словами о том, что порой «шлепок объясняет лучше слов». Его тоже можно понять. Для священника важно сохранить в семье мир, помочь тем, кто обращается к нему, через работу над собой и боль воспитать в своей душе нравственность, терпение и любовь. Возможно, отец ребенка, будучи в состоянии крайнего раздражения или испуга, стукнул его в первый и последний раз в жизни, поэтому ребенок находится в шоке от резкости ситуации и ищет поддержки. Его достаточно успокоить и отпустить с миром. Но как быть, если этот ребенок живет так годами? Разумеется, есть дети, которые именно так и живут, и в разговоре с ними нельзя давать расплывчатые советы про любовь к папе, потому что в следующий раз ребенок не спросит, а возможно, попытается решить свою проблему сам, и никто не знает, как античеловечно будет его решение по отношению к отцу или самому себе.

Конечно, скорее всего, публикация ответов отца Максима на вопросы детей является своеобразной выжимкой, сокращением реальных бесед, поэтому ответ на данный вопрос так краток и так обобщен (на мой взгляд, конечно). Об этом говорит неподдельная глубина других ответов. Например, в рассуждении о том, почему не надо пробовать наркотики, батюшка говорит: «привычку к греху в себе нельзя победить иначе, как с ней самому бороться… Скажем, если раздражительность не побеждена, она обязательно проявится в другом. Как, например, людям, которые страдают алкоголизмом, можно «зашиться», но сам человек не имеет решимости с этим бороться, то в чем-то другом это обязательно вылезет». Тут именно идет речь о личной ответственности за свой характер и жизнь и о принятии внутреннего решения во что бы то ни стало выбраться из негативного состояния. Но ведь предполагается же, что книгу будут читать разные люди, и, возможно, некоторым из них в жизни приходится так нелегко, что у них нет больше времени и сил что-то исправлять самостоятельно. Очень хотелось бы, чтобы в следующем издании наиболее острые вопросы обсуждались более подробно, с разных сторон и максимально аккуратно, тем более, что книга действительно получилась весьма достойной и важной…

В остальном, конечно, большинство вопросов, опубликованных в сборнике, обычны для священника и вполне ожидаемы: как выглядит Бог, что такое вера в Него, почему нужно ходить в церковь, а не убеждать себя, что вера живет внутри человека, что бывает после смерти с некрещеными, когда наступит конец света, из чего делается Причастие… Есть вопросы, скажем, неудобные, но для многих важные (часто люди замалчивают их, боясь осуждения). Например, что делать, если брезгуешь целовать икону после других. Чего плохого в алкогольных напитках. Как поступить, если старший по возрасту близкий человек хочет повести себя неправильно. Всегда ли нужно слушаться священника - ведь он такой же человек, как и мы. Как выбрать будущую супругу, если хочется иметь много детей (или наоборот, что делать, если есть любимый человек, но детей мы не любим оба и не хотим их в нашей семье). Что делать, если служба кажется совсем непонятной. На эти вопросы протоиерей Максим Козлов отвечает полно и рассудительно, в классической традиции Церкви, со снисхождением к человеческой слабости и греховности, но без снисхождений к действительно страшным грехам. Поэтому, думается, сборник нужно читать не только детям, но людям самого разного возраста - каждый найдет в нем что-то важное и близкое для себя. Но не стоит искать здесь единственного решения абсолютно всех своих проблем, особенно жизненно важных, ведь ответы отца Максима - это личные его советы и объяснения, а не обязательные рекомендации, о чем он сам неоднократно говорит.

Теги: