Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

Детям о непростом писателе

  • Автор обзора: Чернова Анастасия
  • Книга: Достоевский - знаток души человеческой
  • Автор книги: Чернова Анастасия

М.: Символик, 2024. – 82 с., ил.


Серия «Русские боголюбцы» от издательства «Символик» в художественной форме знакомит детей с биографиями знаменитых писателей, ученых, мыслителей и первооткрывателей. Новая книга Анастасии Черновой — история жизни и творчества одного из самых известных во всем мире и одновременно самых непростых русских писателей, Ф. М. Достоевского. Тема для биографа, особенно рассчитывающего на детское внимание, предельно сложная: как рассказать детям о человеке, который и для взрослых — загадка? Как не сделать главной темой рассказа трагические подробности его жизни, и в то же время не обойти вниманием события, формировавшие великую личность?

Автор решает эту проблему, концентрируясь не на внешних происшествиях, а на внутренних причинах внешнего, на впечатлениях и отношении героев к происходящему. «Сначала была шумная весенняя улица. Капли солнечного света на листьях и земле. Шум дороги, крики извозчиков. Звон колоколов, звучащая вдалеке песня…» Так начинается первая глава, символично названная «Свет и слово», и в этом абзаце описана улица глазами малыша, будущего писателя. Передан его взгляд, его ощущения, вплоть до физических («Какие у нее теплые добрые руки!»), его отношение («Все выглядит странным, удивительным, иным, таинственным»). Точно можно сказать, что внимание к чувствам и деталям — один из вернейших способов заинтересовать ребенка.

Перед нами проходит вся жизнь писателя: его победы и личные трагедии, увлечения и разочарования, но главное — поиск смысла человеческого существования в нашем мире, поиск путей, на которых душа обретает спокойствие и счастье. Ситуации переданы кинематографически точно, так что читатель будто сам становится их свидетелем. Вот перед молодым Достоевским сидит начинающий очеркист Григорович и читает вслух главу из своего нового очерка, а Достоевский советует ему уделять больше внимания деталям. Вот тот же Григорович прибегает к Достоевскому вместе с Некрасовым, чтобы провозгласить его роман «Бедные люди» гениальным произведением. А вот молодой писатель, успевший к тому времени испытать и славу, и нападки критики, стоит на Семёновском плацу, приговоренный к казни, и внезапно, спустя томительнейшие минуты ожидания смерти, звучат слова помилования, невероятные, невозможные для человека, уже простившегося с жизнью. Тут же вкратце рассказывается о событиях, так или иначе воплотившихся в книгах Достоевского: замужество сестры, общение с каторжанами, чтение криминальных хроник… И в каждом случае — передана работа мысли и чувства, описаны размышления и озарения героя, его переживания, внутренний рост и мучительные попытки объяснить себе смысл того или иного происшествия или поступка. Так читателю становится легче понять масштаб личности писателя: там, где другой нашел бы рядовую жизненную неприятность или любопытную ситуацию, или вовсе не заметил бы ничего особенного, для Достоевского открывается целый мир будущего произведения, с планом, образами героев, разными ситуациями, собранными по крупицам в повседневной жизни, чтобы стать опорными точками художественного текста. Через эти ситуации вырисовывается и характер Федора Михайловича, определивший направление его мысли, так сказать, идеологическую составляющую лучших его произведений: «Он находил извинение самым худым сторонам человека, всё объясняя недостатком воспитания, влиянием среды, а часто даже натурой и темпераментом… Всё забитое, несчастное, хворое и бедное находило в нем особое участье» — цитирует автор биографии слова барона Врангеля о Достоевском.

Говорить об этой книге и о самом Достоевском можно много, но самое, пожалуй, важное — эта биография простая и в то же время насыщенная в меру, идеально соответствующая целевой аудитории: детям, только начинающим знакомство с жизнью и творчеством писателя. Автору удалось не просто соткать биографическую канву, а непринужденно вплести в нее цитаты из дневников, писем, воспоминаний и тем самым насытить сюжет духовной составляющей, показать многогранность внешней и внутренней жизни Достоевского. Отдельно хочется обратить внимание на эпиграфы из разных произведений в начале каждой главы: каждый подобран по смыслу, и велика вероятность, что после прочтения биографии захочется заглянуть в сами произведения, прочитать их (а взрослым — перечитать), посмотреть, кому принадлежат слова из понравившихся эпиграфов и в каком контексте они сказаны. Но это будет уже совсем другая история.

Журнал «Православное книжное обозрение»