Дни богослужения Православной кафолической Восточной Церкви

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни Господа и Пресвятой Богородицы
  • Автор книги: протоиерей Григорий Дебольский

М.: Сибирская Благозвонница, 2022, в 3-х томах. — 2006 с. (511, 840, 655).


«Сего ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет», - поет Церковь в одном из своих песнопений. И церковный богослужебный год, наполненный воспоминаниями о священных для христианина событиях и о множестве святых, угодивших Богу своей жизнью, - это путь на небо, предлагаемый нам Церковью. Полное описание богослужебного года представлено на страницах фундаментального труда протоиерея Григория Дебольского «Дни богослужения Православной кафолической Восточной Церкви». Этот труд в трёх томах (первый, второй, третий) в настоящее время вышел в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и занял свое место на нашей книжной полке.


1. Автор этого труда, известный дореволюционный литургист, протоиерей Григорий Дебольский родился в Ярославле в 1808 году, там же получил первое духовное образование в духовной семинарии. В 20-летнем возрасте приехал в Петербург, где поступил в Духовную академию. В своей магистерской работе он обратился к теме «О цели многочисленных обрядов и постановлений во внешнем богопочитании у народа Израильского». По окончании духовной школы с дипломом магистра богословия началась его педагогическая деятельность в различных учебных заведениях, которая продолжилась и после рукоположения в священный сан.

2. Большую же часть жизни отец Григорий прослужил в Казанском соборе Санкт-Петербурга, куда в 1860 году он был назначен настоятелем, а спустя два года - стал также членом духовной консистории и наблюдателем за преподаванием Закона Божия во всех учебных заведениях столицы. За это время священник написал множество трудов по нравственному богословию и литургике, ему принадлежит большое количество сочинений на тему богослужения, соблюдения постов, книг, используемых в ходе богослужения, поведения прихожан в храме, процедура хиротонии, пострига. В известных журналах того времени можно найти немало его статей духовного содержания.

3. Его сочинения пользовались большим распространением. Однако труд, сделавший своего автора наиболее известным – это «Дни богослужения Православной кафолической Восточной Церкви». В свое время он был одобрен Министерством народного просвещения, а первое его издание состоялось в 1837 году. «Дни богослужения» - это была первая в России попытка создать полное описание православного литургического года. Автор классифицирует все церковные праздники подвижного и неподвижного цикла, а также дает краткие особенности их богослужения и гимнографию, приводит исторические сведения о появлении в Церкви того или иного богослужебного дня, его догматическое и символическое значение, а также замечания церковного устава о его литургических особенностях.

4. По словам издателей, с тех пор как увидел свет этот труд, годовой круг богослужений претерпел некоторые изменения: появились новые праздники, канонизированы новые святые, из богослужебной практики по известной причине исчезли так называемые «царские» дни. И тем не менее несмотря на это, в настоящее время «Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви» все еще остаются самым полным трудом о церковном годовом богослужебном круге. Книга рассчитана на самую широкую аудиторию и будет интересна не только специалистам по литургике вообще и по истории богослужения в частности, но и всем, кто любит храм и церковную службу и хочет проникнуться ее духом.

5. Как отмечает автор в предисловии первой из книг, Богослужение составляет необходимую и существенную потребность и принадлежность истинного христианина и истинной Церкви Божией. К служению Богу мы призваны и самым бытием своим, как творения Божии, которые все проповедают славу Божию (Пс. 18, 1), а тем более мы, одаренные разумом и совестью, должны поведать имя Божие; и неисчислимыми для нас благодеяниями Промысла Божия и спасения, воспоминания которых составляют предмет Богослужения. Писание говорит нам: Вы не свои: ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших и душах ваших, которые суть Божии (1Кор. 6, 19–20).

6. И многоразличными нашими немощами телесными и душевными, от которых труждающиися и обремененнии могут обрести для себя истинный покой только в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе (Мф. 11, 29). Богослужение бывает частное, к участию в котором не обязываются все, и общественное, к которому члены Церкви приглашаются благовестом. Богослужение общественное требует места и времени: поэтому Церковь Божия всегда имела и имеет священные места и времена. На небеси, по свидетельству Писания, святые окрест престола славы Божией поют неумолкную песнь непостижимому величию Божию (Ис. 6, 1–3; Откр. 4, 8).

7. На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день (Быт. 2, 3); потом законом, данным Моисею на Синае, богослужение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу молитвы и жертвы. Иисус Христос, сошедший на землю совершить волю Отца небесного, и св. Апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного Богослужения. Начало и основание христианского Богослужения положил Сам Господь наш Иисус Христос, особенно установлением таинства святейшей Евхаристии и повелением совершать сие таинство в Его воспоминание. Исполняя заповедь Иисуса Христа, Церковь Христова от первых времен своих непрерывно совершает Богослужение свое, освящая каждый день и час своими св. молитвами. А объяснить его и призван этот труд.

8. В современном издании «Дни богослужения» представлены в трех книгах для удобства восприятия заключенного в нем весьма обширного материала. В первую - вошли праздники Господни и Богородичные, включая также и дни, посвященные чудотворным иконам Пресвятой Богородицы. В книге рассматриваются дни богослужений Православной Церкви в течении всего года. Описываются непреходящие и преходящие праздники, история их возникновения, а также порядок богослужения. Во вторую книгу вошли дни разных ликов святых — пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и праведников — о каждом из которых рассказывается отдельно. Также в этот том включены гражданские праздники, занимающие свое место в круге церковного богослужебного года. В третью книгу вошли дни богослужения и праздники так называемого подвижного круга: приготовительные недели к Великому посту, пост, Пасха и Пятидесятница. Так же здесь рассказывается и о других постах и постных днях, днях седмицы и днях поминовения умерших.

***

Как отмечал сам автор, он предпринял этот труд из-за недостатка руководств, объясняющих установления различных богослужебных дней Церкви, и этот первый опыт их изъяснения ясно показал, что в нем нуждаются ищущие духовного назидания и просвещения. Говоря о днях богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви, сочинитель старался преимущественно о том, чтобы ее мысли о священных днях, содержащиеся в Священном Писании, в разных богослужебных книгах, в правилах Соборов и писаниях святых отец, передать в связи и в том порядке, в каком она сообщает. Другие пособия были употребляемы только там, где они могли служить подтверждением или пояснением того, что предлагает Церковь.

Телеканал "Союз"/У книжной полки