Доброе слово старца мирянам
- Автор обзора: Наталья Козынцева
- Книга: Доброе слово старца мирянам. По творениям подвижников благочестия
М.: Благовест, 2024. — 330 с.
На протяжении веков русский народ со своими бедами и не разрешимыми вопросами устремлялся к благочестивым и мудрым наставникам, называя их духоносными старцами. К этим особенным людям шли все, кто стремился узнать волю Божию, кто нуждался в помощи и утешении. Особое значение приобрело старчество в годы богоборческой власти, в годы потрясения основ жизни русского народа. Но и в наше время оно также необходимо, ведь в добром и своевременном совете нуждается каждый человек. Именно такие советы, касающиеся духовной жизни, и собраны на страницах книги, которую мы предлагаем сегодня вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Благовест в серии «Духовное сокровище» и называется «Доброе слово старца мирянам. По творениям подвижников благочестия».
1. В предисловии книги издатели отмечают, что страдания, неизбежные в нашей земной жизни, для многих людей усугубились сегодня в годину сильной нестабильности в общественно-экономической жизни нашей страны. В этих условиях у многих людей не только ухудшилось материальное положение, но, что значительно тяжелее, усилилось волнение, внутренняя душевная напряженность, тревожность, неуверенность в завтрашнем дне, различные страхи зачастую буквально овладевают человеком. Люди естественно ищут выхода, но далеко не всегда могут его найти.
2. Одними лишь мирскими средствами избавится от постигших сегодня многих людей страхов и страданий невозможно, потому что наши болезни имеют духовные причины и связаны с болезнями наших душ, с уходом от Бога и Его животворящих заповедей - и каждого отдельного человека, и человечества в целом. Не всегда сразу люди способны увидеть Промысл Божий среди тех скорбей (часто тяжелых), которые иной раз буквально одолевают, но время и результат показывают, что они являлись для нас благом, служили нам в помощь. Поэтому не устанем благодарить Господа за Его великую милость к нам, хотя мы не всегда ее можем сразу разглядеть. Знающие причину и смысл посланных скорбей совершенствуются и восходят к Богу через них и благодаря им.
3. А нам на помощь всегда приходит живое слово христианских подвижников, старцев, опытных духоносных пастырей — эта неисчерпаемая сокровищница мудрости и действенное практическое руководство для каждого, кто старается разобраться в причинах и смысле приходящих на нас скорбей, чтобы не быть побежденными ими, не отчаяться, не сойти с ума, но увидеть в них «руку Божию», выводящую на путь добра и спасения. Главнейшим средством «прихода в себя», трезвого и правильного понимания происходящего с нами подвижники видели, прежде всего, в обращении к Богу, в возвращении к Нему с покаянной молитвой о помощи в переживаемых страданиях и исправлении своей жизни согласно Божественным заповедям.
4. В этой книге издатели кратко знакомят читателя с наиболее известными подвижниками благочестия последних времен и их благодатными душеспасительными наставлениями. Многих из них еще при жизни почитали за старцев и обращались к ним за духовными советами и молитвенной помощью. Само по себе старчество - явление преимущественно монастырской жизни. Оно предполагает руководство нравственным возрастанием человека через советы и наставления со стороны более духовно опытного старца, которому ученик всецело вверяет себя. Подвиг старчества особенно труден, недаром за всю историю Русской Церкви людей, совершавших его, было весьма немного. Как известно, традиции старчества были перенесены на Русь в 18 столетии с Афона старцем Паисием (Величковским).
5. Наиболее известными продолжателями его дела стали оптинские старцы, старцы Глинской и Саровской пустыни. Старец мог быть и монахом, и женатым священником - но обязательно молитвенником, подвижником-аскетом. А самое главное - он должен был обладать даром любви к Богу и ближним. И этим талантом обладали старцы, чьи жизнеописания и наставления составили этот сборник. Открывая его, читатели познакомятся с иеромонахом Адрианом Югским, слово которого широко и далеко разносилось в 19 веке. Его советы и наставления, письма, а после смерти и портреты его благоговейно хранились в рамках и под стеклом у многих верующих людей, и в трудные минуты наставления, а порою и один вид старца приносили и утешение, и вразумление, и вселяли бодрость в несении жизненного креста.
6. Своих подопечных он учил: «Не говори: «я мирской человек, я не монах, мне можно и то, и другое, и третье»: не думай, что только монахам нужно спасать душу, — нет! Господь со всех взыщет, где бы кто ни жил и в каком бы звании не был. Нужен будет и тебе Господь; сколько ни живем, а придет час — надо идти. Куда? В вечность! К кому тогда прибегнуть? К Богу! А мы Его теперь не слушаемся. Пока время есть, надо умилостивлять Господа, придет время - вдруг позовет Господь, когда не ожидаем, спросит строго и грозно скажет: явите дела и примите мзду, — что тогда ответим? Кого придет судить Господь? — разве одних монахов? Нет, Он придет судить всех христиан, всех людей, и воздаст каждому по делам его».
7. «Да, духовная жизнь сложная, она требует глубокого смирения, рассудком ее не поймешь, а постигается только опытом». Так говорил другой старец уже в 20 веке - схиигумен Иоанн (Алексеев). Будучи насельником Валаамского монастыря, он окормлял в советскую эпоху множество душ, ищущих спасения. 20 век стал веком мучеников и исповедников. Веком тех, кто своими страданиями прославил Бога, пронес веру Христову перед мучителями и богоотступниками и радовался, что пострадал за Христа. Их негаснущая вера, как и в те страшные годы лихолетий, так и сегодня является путеводной звездой к Богу для многих православных христиан. В числе таких подвижников игумен Никон (Воробьев), чьи наставления, дошедшие до нас в письмах, уже не один раз переиздавались, но до сих пор остаются востребованными среди верующих людей.
8. В безбожном двадцатом столетии ехали сотни людей, искавших совета и утешения и к схиигумену Савве (Остапенко) – старцу, подвизавшемуся в Псково-Печерском монастыре. А спустя время потекла людская река в эту обитель и к другому старцу - архимандриту Иоанну Крестьянкину, отошедшего ко Господу 5 февраля 2006 года, в день, когда Русская Церковь совершала торжественное прославление великого сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской 20 столетия. Многие из них были современниками и учителями отца Иоанна, большая часть жизни которого также пришлась на время тяжелейших богоборческих гонений. Почти до самой кончины, будучи уже совсем немощным, отец Иоанн принимал всех, кто нуждался в его помощи и совете. И его избранные наставления вы также найдете в этой книге.
***
А еще в эту книгу вошли наставления епископа Варнавы (Беляева), архимандритов: Серафима (Тяпочкина), Фаддея Витовницкого, Кирилла (Павлова), Наума (Байбородина), протоиереев: Валентина Амфитеатрова, Валентина Свенцицкого, Тихона Пелиха, Василия Серебренникова, Николая Гурьянова, Валентина Мордасова, схиаримандрита Зосимы (Сокура), иеросхимонаха Михаила (Питкевича). Их яркие и главное очень важные для каждого из нас сегодня духовные поучения о христианском отношении к постигающим нас скорбям и бедам, собраны на страницах издания. Их слова пусть послужат нам верным компасом, по которому мы должны сверять свою жизнь и строить свои отношения Богом и друг другом во Христе.
Телеканал "Союз"/У книжной полки